Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Альтернативная официальность и неофициальная альтернатива


Прошедший 13 июля в Москве Архиерейский Собор ИПЦ впервые за многие годы собрал вместе часть лидеров "альтернативных" (не находящихся в общении с РПЦ МП) православных Церквей "постсоветского пространства" не просто так. Событие, сухо зафиксированное протоколом под названием "решение по вопросу № 1", оказывается знаковым. Несколько маргинальных и мало известных широкой публике Церквей объединились в одну — Истинно-Православную Церковь.Тем самым, казалось бы, положен конец долгой эпохе разделений этих церковных групп.

Само объединение является требованием современного момента со все возрастающим народным самоощущением "вертикализации власти". Небольшие и просто маргинальные группы, не имеющие общественного резонанса, не просто не могут обеспечить свое существование юридически и экономически. Поодиночке они начинают медленно, но верно терять последние остатки социального статуса, их голос перестал быть слышен, госчиновники и пресса готовы слушать и давать слово только "респектабельным" конфессиям… Словом, объединение разных ИПЦ-юрисдикций в одну-единственную не только может добавить им солидности и респектабельности, но также способно донести голос верующих этих Церквей и их священноначалия до более широких масс населения и способствовать, в конце концов, более успешной миссии (в том смысле, в каком это слово употребляют современные социологи и религиоведы, – в смысле объяснения своей веры) православного христианства в современном мире.

Как и на каких условиях происходит это объединение? Вопрос этот не праздный, ибо в современном социуме возможны в общем два подхода к проблеме объединения. Первый – структурно-иерархический. Он характерен для большинства современных христианских конфессий. Объединение по этой модели можно назвать унией: община присоединяется, скажем, к Римско-католической (или Русской Православной) Церкви, сохраняя все свои вероучительные и обрядовые особенности, но признавая над собой главенство "Вселенского Архиерея" Папы Римского (или "СвятейшегоГосподина и Отца нашего" Патриарха Московского). Тем самым, вопрос о согласовании вероучительных позиций оставляется "за скобками". Другой способ объединения характерен скорее для "зилотских" православных и отчасти для протестантских конфессий. Состоит он в том, что для объединения необходимо достигнуть максимально возможного единения в вероучении и обряде и только потом говорить об организационно-иерархических вопросах. Этот подход чреват известным ригоризмом. В крайней форме его выразил в 7 в. монах Максим Исповедник, отказавшийся причащаться с Патриархом-еретиком, даже если весь мир с ним причастится. Казалось бы, для разных ветвей Истинно-православной Церкви вторая модель должна быть гораздо привлекательнее. Вместо того, чтобы "встраиваться" в уже существующие церковные структуры, ИПЦ создает новую…

Однако не все так просто. За годы, прошедшие со времени последнего крупного разделения Русской Церкви в начале ХХ в., между разными ветвями катакомбной Церкви накопилось немало противоречий даже в понимании собственной позиции. Часть катакомбников примкнула в 70-е гг. к РПЦЗ, другие (например, т.н. "секачевцы", объединившиеся на нынешнем Соборе с другими Церквами в единую ИПЦ) не пошли на этот шаг. Согласованием координат можно назвать позицию РПЦЗ в 70-80-х гг., когда она предала проклятию модернизм и экуменизм. Но с тех пор уже прошло более 20 лет, и некоторые "альтернативные" православные юрисдикции пересмотрели свои позиции по вопросам модернизации, экуменизма и православно-католического единства. Так, например, Апостольская Православная Церковь признает духовное первенство Римского Папы, допускает в своих храмах причащение римо-католиков и старается творчески возродить традиции "русского обновленчества". Другие же, как, например, Катакомбная Церковь ("секачевцы"), вообще не признает Католическую Церковь за Церковь, а католиков – за христиан. В общем говоря, это обозначает, что Церкви эти объединяются, скорее, следуя велению момента на основе иерархической (униатской) модели: надо побыстрее избрать центральную церковную власть, пока это еще возможно, "а там посмотрим".

Такое образование неизбежно будет рыхлым и маложизнеспособным. Можно вспомнить, как в 1990-х гг. протестантские конфессии, опасаясь "закрытия" и не надеясь уже получить государственную регистрацию, объединились в "Российский объединенный союз христиан веры евангельской". Результат этого объединения был не очень впечатляющим – члены союза остались очень разными по вере и при первой же возможности покидают союз. Именно поэтому приходится опасаться, что и новое объединение "альтернативных" православных Церквей может пасть жертвой догматических споров.

Интересно заметить, что этот "объединительный Собор" проходит на фоне явного внутреннего кризиса внутри РПЦ МП, вызванного болезнью Патриарха Алексия II. Остается предположить, что лидеры маргинальных православных конфессий России и ближнего зарубежья торопятся закрепить статус кво, пока государственно-церковная ситуация не изменилась в неблагоприятную сторону. А для этого есть определенные предпосылки. Влиятельный и инициативный претендент на патриарший престол митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) собрал своих сторонников-архиереев на совещание в Смоленск. Группа верных ему епископов, по-видимому, на этом "совете в Филях" должна будет предусмотреть все сценарии развития церковно-политической ситуации в России и ближнем зарубежье после интронизации нового Патриарха. Митрополит Кирилл как церковный политик известен своей бескомпромиссной позицией в отношении "расколов, раздирающих нешвенный Хитон Христов", так что места в новом государстве и новом церковном ландшафте для "альтернативщиков" может и не найтись совсем.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования