Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Ислам в России. Стимулы развития в бывшем православном государстве


Излишне доказывать, что исламская тема в последнее время постоянно и ярко присутствует в российском медиапространстве. Аналитики решают вопрос, существует ли исламская угроза для России или нет, каковы возможные сценарии развития ислама в России.

Сегодняшний всплеск террора заставляет задуматься о положении ислама в России еще серьезнее, несмотря на все попытки аналитиков "развести" "ислам" и "исламизм" по разные стороны и несмотря на заявления части религиозно-политической элиты о том, что нашествие шахидов на Москву не имеет ничего общего с исламом. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что данная точка зрения не лишена основания. Ведь, невозможно спорить с тем, что террористические акции политически ангажированы, что за "живыми бомбами" стоят именно политические интересы.. Бессмысленно отрицать то, что теракты направлены, помимо прочего, на срыв выборов пророссийского президента Чечни.

Однако политизация каких-либо религиозных феноменов, дезавуируя подлинные религиозные интересы, не лишает их, тем не менее, полностью религиозного содержания, даже если это содержание до неузнаваемости искажено. Ведь, если, паче чаяния, религиозное обоснование используется на одном из этапов подготовки к политическим акциям, то отрицать связь этих акций с религией уже невозможно. По крайней мере, приходится признавать ее на генетическом уровне – говорить об экстремизме "на исламской почве".

Стоит заметить, что к подобным же выводам пришли специалисты-востоковеды, исследователи, государственные чиновники во время заседания круглого стола "Может ли экстремизм быть религиозным?", прошедшего в марте нынешнего года в редакции газеты "НГ-религии" (Смирнов Марк. Может ли экстремизм быть религиозным? // http://religion.ng.ru/problems/2003-04-02/4_true.html). Экспертами было признано, что собственно термин "религиозный экстремизм" остается неясным, однако, как подытожил организатор круглого стола Марк Смирнов, "существует экстремизм на религиозной почве".

Ускорившееся распространение ислама на территории РФ и факт обращения отдельных русских в ислам сегодня трудно отрицать. По некоторым данным, "исламизация России происходит со скоростью примерно 5 % в год, причем в основном ислам принимает молодежь… а жителей столицы, принявших ислам за последний год, увеличилось почти вдвое" (Метелева С. Аллах Aкбар! Bоистину Aкбар... Русские мусульмане уже называют Москву второй Меккой. Московский комсомолец. 16 июля 2003).

И одной из причин такого "исламского рывка", как ни странно, оказываются события 11 сентября. В этом признаются сами новообращенные мусульмане, которых, оказывается, удары по Америке подвигли на чтение Корана и интерес к этой религии. То есть, получается, что вопль о "религиозном терроризме", "экстремизме" и т.п. имеет и обратное действие. Вызывая у одних отвращение и страх, у других такая демонстрация силы вызывает интерес. По всей видимости, тут имеет место не только желание что-либо противопоставить супердержаве, "мировому жандарму", но и феномен привлекательности мощи как таковой  (слава Герострата – все равно слава), и подсознательное стремление россиян вернуться к старому традиционному укладу жизни, свободному от рекламно-потребительской культуры и надоевших порядком норм европейской либерализации.

И здесь, как ни странно, принципиальную важность приобретают утерянные патриархально-общинные православные традиции российского общества – часть того социокультурного фундамента, о котором так настойчиво говорят "идеологи православия" и который оказался сегодня не до конца задействован. Именно доля этого патриархального традиционализма, отчасти работавшего и на социалистическую модель, а теперь "загнанного в подполье" современными социальными нормами, начинает работать в России на ислам.

Причем на данный момент ислам (и автор признает это с сожалением) по сравнению с православием оказывается в выигрышном положении! В глазах многих россиян, влекомых к традиционализму, но так и не пришедших к Церкви, православие оказывается некой "заезженной пластинкой", увязывается с различными негативными факторами из истории России, а особенно из современной политической и экономической жизни. Ведь рядом с понятием православия стоят такие идеологические факторы-клише как "тюрьма народов", "государственная Церковь". Выступая жертвой "медийного пиара", Церковь критикуется очень досконально, вплоть до реальных и вымышленных подробностей из частной жизни ее лидеров.

В то же время российский ислам еще ничего подобного со стороны светского общества не испытал. Распространенное на обывательском уровне отношение к исламу как к жестокой и нетолерантной религии имело до последнего дня для многих россиян отвлеченный характер. Да и сегодня критика ислама имеет акценты, сильно отличные от критики православия. Важно то, что ислам, не имея такой централизованной организации и административной структуры, как Московский патриархат, просто менее уязвим. Критику ислама невозможно сконцентрировать на каком-то очевидном объекте. Поэтому немалой частью россиян исламизация России воспринимается и, скорее всего, будет в ближайшие годы восприниматься, по крайней мере, как некий экзотизм, нечто новое, устрашающее и загадочное, и еще не надоевшее своим банальным морализаторством.

Однако, когда обществу надоест смотреть на российский ислам как на "эдакую диковину", могут начаться основные конфликты – и уже не с ваххабизмом, а с традиционными исламскими направлениями, а вернее, с теми формами ислама, которые восторжествуют в России.

Нельзя отрицать, что социальная напряженность здесь может оказаться гораздо сильнее, чем в случае с Православной Церковью. Кроме того, российское, по большей части консервативное, православие в условиях конфликта общества с исламом, может пойти и на определенную консолидацию с исламом, ведь, несмотря на давнее конфессиональное "соперничество", контуры такой консолидации намечаются (см., например, статью Натальи Нарочницкой "Исламский мир: геополитическое и цивилизационное соперничество" на "Православии.Ру"). С другой стороны, не исключено, что "исламская закваска" в российской ситуации сможет оказать воздействие и на российское православие...

Не забегая дальше, стоит в заключение сделать вывод, что, по крайней мере, русский ислам – это не только "неоплаченные счета" Православной Церкви, но и скепсис российского общества в отношении православной веры…

Борис Кнорре, для "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования