Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Зомбирование оборотня. Может ли РПЦ МП извлечь хоть какую-то пользу из погрязшего в системном кризисе Всемирного Совета Церквей?


Экуменическое движение переживает ныне не лучшие свои времена, что признают, в первую очередь, сами его лидеры, активисты и идеологи. Одновременно настигли его и финансовый кризис (а какое доброе дело сможет развиваться без скоромного гонорара?), и потеря смысловых координат, и обострение отношений с православными участниками, находящимися под серьезным давлением "антиэкуменического лобби" внутри своих Церквей.

Каждый из факторов, сам по себе, способен был бы убить экуменизм "по версии ВСЦ". Однако самый серьезный из них – второй. Полное обессмысливание "экуменического свидетельства". Экуменизм возник тогда, когда всеобщая взаимная нетерпимость различных христианских конфессий была достаточно велика, и её едва начали разрушать ветры либерализации. Появление экуменизма – с его богословскими диалогами и "совместным свидетельством" о Христе, о мире и нравственном законе - было формой институциализации этой нарождающейся толерантности. Призрачная цель достижения христианского единства должна была легитимизировать реальные взаимные уступки в вопросах веры. Ныне мавр свое дело сделал. С 1970-х годов протестантский мир - главный носитель идей экуменизма - полностью опрокинут тотальной либерализацией, приобретшей все мыслимые и немыслимые формы и переходящей любые разумные границы. Нетерпимость сменилась не просто толерантностью, но настоящим безразличием и торжеством "инклюзивного богословия", в котором всё и вся уже включено в границы Церкви и не мешает спасению… Соответственно, институциональные конструкции экуменизма в ситуации тотального религиозного безразличия оказываются лишними. Они задают некое ложное целеполагание – "Единую Церковь" в будущем, которая современной толерантности совершенно неинтересна. К чему она, если и так все хорошо?

Не оправдал экуменизм и смелых ожиданий православных традиционалистов, утверждавших, что ВСЦ окажется зародышем тоталитарной суперцеркви, которая станет проводником "либерального тоталитаризма", навязывающим всем участникам экуменического движения единое богословие, единые стандарты либеральной морали и вообще все единое и антихристово. ВСЦ явно и в этом качестве не сдюжил и сегодня центробежные тенденции в нем преобладают над центростремительными. Как и всякая бюрократическая структура, он пытается сохранить себя хоть в каком-то качестве, а не навязать себя в качестве своем, ибо такого "своего" качества он не имеет.

На сегодня ВСЦ не столько навязывает себя кому-то и ищет, кого поглотить, сколько ищет "покупателя" – то есть те религиозные объединения и направления деятельности, которые смогли бы обеспечить устойчивость существования и хоть какое-то будущее этой бюрократической структуры. Во всяком случае, проходящий в эти дни визит нынешнего генсека ВСЦ Конрада Райзера в Россию оставляет именно такое впечатление — тут вам и открытаяподдержка РПЦ МП в споре с Ватиканом по поводу католического прозелитизма в России, и отказ фиксировать какие-либо преследования верующих в России (о которых нередко говорят те же "братья-протестанты", составляющие безусловное большинство в Совете), и определение ВСЦ как структуры, которая занята "не поиском единства, а совместным свидетельством о мире и справедливости перед лицом современного мира, выражающимся в социальном служении, защите человеческих прав и свобод". Каковые права и свободы попраны войной Америки против Ирака. В общем, Райзер говорит о таких формах существования ВСЦ, которые наименее болезненны и наиболее выгодны для православных участников, прежде всего – РПЦ МП. Плохо, что ли, иметь лишний голос "авторитетной международной организации" в качестве аргумента в споре с Ватиканом или в качестве независимого эксперта, который позитивно оценивает религиозную ситуацию в России.

Поэтому не исключено, что после кризиса, ВСЦ может пережить некое подобие ренессанс, - не в качестве никому не нужной прото-супер-церкви, а в качестве некоей религиозной ООН (в ее нынешнем реальном, а не уставном варианте), — международной организации, авторитетом которой сильные участники, способные добиться от нее нужных решений, могут размахивать как средней весомости дубинкой в споре с оппонентами. В таком положении ВСЦ уже была с 1960-х по 1980-е годы, когда в ней сильно чувствовалось влияние внешнеполитических структур Москвы. Однако общее ослабление российской внешней политики в 1990-х годах не могло не отразиться и здесь. По мере возвращения полнокровности во внешнюю политику, в её церковной составляющей вполне может появиться и дополнительная интенсивность, и интерес к новым инструментам. При наличии желания и достаточных средств воздействия РПЦ МП вполне может попытаться превратить страшного "оборотня" экуменизма во вполне безопасного "зомби". Тогда "рука Москвы", как и в добрые старые времена, сможет дирижировать социально-политическими решениями этого "мирового парламента церквей", проводя выгодные решения и блокируя невыгодные.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования