Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Скоро ли гонения? Прихожане одного из московских храмов ждут, что собственное священноначалие «разгонит» их из-за «проклятых номеров»…


На днях церковные СМИ распространили сообщение о том, что в ближайшее время намечается ликвидация общины московского храма св. Николы на Берсеневке. Основанием для подобных сообщений стало специальное Заявление Союза православных братств, Союза православных хоругвеносцев и других православно-патриотических организаций о якобы готовящейся ликвидации прихода, ставшего "оплотом патриотических и антиглобалистских" сил в столице.

Опасения братчиков вызвала "достоверная информация" о том, что в канцелярии Московской патриархии готовится решение о преобразовании этого приходского храма в патриаршее подворье в связи с вхождением его в комплекс храма Христа Спасителя после завершения строительства пешеходного моста через Москву-реку. С 26 июня братчики даже установили круглосуточное дежурство в храме и вокруг него. Настоящей причиной возможных "гонений" на общину храма св. Николы на Берсеневке лидеры вышеупомянутых организаций называют не иначе как "отрицательное отношение общины к принятию ИНН".

На самом деле, если проанализировать ситуацию, реальное положение с Берсеневкой представляется несколько иным. Община храма св. Николы на Берсеневке, как и Союз православных братств, имеет богатую и нетривиальную историю. В качестве самостоятельной церковно-общественной единицы эта община стала существовать в начале 90-х годов, на базе группы активистов Союз православных братств. Специальный храм "радикалам" Священноначалие предоставило для того, чтобы, во-первых, направить хотя бы частично их энергию на "созидательные цели" -- на восстановление храма, а во-вторых, получить некоторый контроль над инициативами"церковных низов". Но и будучи поставлен под патриархийное шефство, Союз православных братств и, в частности, приход храма св. Николы действовал достаточносмело, во многом независимо от воли церковного руководства.

С другой стороны, московское священноначалие старалось использовать СПБ как буфер общественного мнения - активность мирян и некоторых клириков Церкви находила выход через деятельность СПБ, в то же время священноначалие не несло ответственности за резкие заявления Союза, указывая на его независимость. В 1994 г., однако, церковные власти не выдержали, - и СПБ был поставлен в положение "церковного андеграунда". Но благодаря личному доброму отношению Патриарха к о. Кириллу (Сахарову), Союз и в новом формате продолжил свое существование, правда, стал намного менее заметен. Реанимация Союза началась в 1999 году, когда о. Кирилл оставил пост председателя СПБ, ограничившись ролью своеобразного духовного наставника, а председателем стал сначала малоизвестный и непримечательный мирянин ГеоргийКопаев, а затем Леонид Симонович-Никшич, возглавляющий еще и Союз православных хоругвеносцев, широко известный радикальными национал-монархическими взглядами, формирующими новую своеобразную экклесиологию.

Так, например, в статье, опубликованной в прошлом году на сайте "Опричнина", Леонид Симонович заявляет, что "ни для кого не секрет, что в нашей современной Церкви есть как бы две параллельные церкви - церковь еллинов, то есть Русских, и церковь иудеев, то есть евреев", в которую входят "тонко-жидовствующие современные православные священники и мораны еврейского происхождения" (орфография Леонида Симоновича). "Современная еврейская, полуеврейская и околоеврейская интеллигенция, ‑ считает монархист, ‑ в последние 10 лет прямо-таки заполонила Русскую Церковь, привнеся в нее совершенно не Русский, а именно еврейский дух…, который Русскому духу просто-напросто противоположен". "Современные "иудеи" внутри Церкви создали некую новую крепко связанную именно национальными узами корпорацию, от которой простые Русские батюшки и монахи просто-напросто задыхаются...", - поясняет председатель СПБ.

Если вообще допускать какую-либо злонамеренность священноначалия РПЦ МП по отношению к Берсеневке, то остается предположить, что церковное руководство не устраивает такая "экклесиология", как впрочем, и концепции других радикальных монархистов, ратующих, кроме того, за прославление в лике святых Ивана Грозного и Григория Распутина. Возможно, что готовящаяся "ликвидация" направлена именно против носителей опрично-монархических взглядов, против их "рассадника", а не против о. Кирилла (Сахарова). Ведь игумен Кирилл, будучи однозначным церковным консерватором, на протяжении своей церковно-общественной деятельности, не высказывал каких-либо необычных богословских идей. Как и любой московский священник, особенно настоятель реставрирующегося храма, он искал какую-то социальную опору для своего прихода, и находил ее в лице православно-монархических организаций, которые не в меньшей степени были заинтересованы в покровительстве известного клирика.

Поэтому трудно поверить, что Берсеневский приход собираются "разгонять" из-за ИНН. Более того, еще вчера сам о. Кирилл заявил на завершившимся Всероссийском Съезде любителей древнерусского церковного пения о том, что все московские храмы (им. в виду юридическое лицо – А.В.) освобождаются от ИНН! Очевидно, на фоне таких заявлений, что ссылка братчиков на ИНН, по крайней мере, не согласована с настоятелем "ликвидируемого" прихода.

Впрочем, нельзя исключать и того, что никакого определенного решения о судьбе прихода пока не существует вовсе. Существуя во "вражеском окружении" и часто попадая под огонь критики прессы и власти, православно-патриотические организации склонны видеть опасность там, где ее нет или она невелика. Однако, раз в заявлении СПБ вопрос поставлен ребром, то и церковному руководству теперь придется идти до конца. Скорее всего, о. Кириллу будет предложен некий компромиссный вариант (предполагающий известную "деполитизацию" его прихода), выполнение условий которого позволит сохранить, пусть и в урезанном виде, приход и место настоятеля.

Антон Виноградский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования