Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Правило связи. Иудейская ортодоксия вновь ребром ставит вопрос об отношении иудаизма к христианству


Проблемой сохранения своих религиозных традиций и самоидентификации озабочены сегодня практически все "традиционные конфессии", по крайней мере, те, чья история насчитывает одну или две тысячи лет. Весьма отчетливо тенденция к поиску самоидентификации в современном мире через возрождение ортодоксии прослеживается в современном иудаизме. Хотя, очевидно, хотя это не исключает и других, вполне центробежных тенденций.

Состоявшееся несколько лет назад разделение российского иудаизма на хасидскую Федерацию еврейских общин России (ФЕОР) и на более либеральный Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР) уже показало, что ревность об ортодоксии и для сегодняшних иудеев – не пустой звук. В желании лидера КЕРООР Адольфа Шаевича создать, по сути, третье российское иудаистское объединение - Федерацию ортодоксального иудаизма в России (ФОИР) - нельзя не увидеть тот же "вектор ортодоксии", какие бы подспудные причины не сопутствовали этому начинанию. Об этом прямо говорят слова Шаевича об общности с хасидами и о расхождении с реформистами, с которыми сегодня сотрудничает КЕРООР, прогнозы, допускающие сближение ФОИР и ФЕОР, наконец, не совсем случайное, на наш взгляд, сходство их аббревиатур.

Возможно, что подобные тенденции в российском иудаизме стимулируются из-за рубежа. Ведь большинство израильских хасидов воспринимают нынешний российский иудейский реформизм как дань советскому прошлому, которую можно терпеть лишь до поры до времени – как переходное средство для возвращения евреев диаспоры на историческую родину. Поэтому порыв российских иудеев к ортодоксии, кроме чисто религиозных мотивов, можно объяснить естественным желанием интеграции с международным "иудаистским центром".

Однако, можно предположить, что "хасидизация" российского иудаизма все равно не принесет тех результатов, о которых думают российские поборники иудаистской ортодоксии. Ведь недоверие между родившимися в Израиле коренными сабрами-иудаистами и приезжающими "сефардами", "ашкенази" и другими категориями "бывших евреев", если и уменьшается, то чрезвычайно медленно – хотя бы из-за того, что активно продолжаются сами миграционные процессы, репатрианты продолжают приезжать, несмотря на всю политическую напряженность в Земле обетованной.

Вместе с тем, изменения в российском иудаизме являются показателем более масштабных процессов, имеющих международный характер. Те, кому интересны взаимоотношения между иудаизмом и христианством, могли заметить определенное смягчение позиции официального иудаизма в отношении к христианству – главным образом, к Основателю христианства, Иисусу Христу. Об этом говорят последние еврейские энциклопедии (британская и русская), в которых о Христе рассказывается без какой-либо враждебности. На этот же факт указывают симпатизирующие христианству российские иудеи, тот же раввин Адольф Шаевич.

Однако просматривающийся в иудаизме "вектор ортодоксии", по мере своего превращения в "генеральную линию", может свести на нет иудео-христианский диалог. Об этом заставляют задуматься, в частности, слова посла Израиля в РФ Аркадия Мил-Мана, напомнившего 27 мая на съезде раввинов в Москве о том, что "Еврей неотделим от своей религии – это забывают многие евреи и неевреи, организации и неорганизации. Если мы нарушим это правило связи еврейского народа с нашей религией – мы прекратим существование как народ".

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования