Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стоит ли завидовать успеху «конфессионального соседа»?


Решение Верховного суда РФ, предоставившее мусульманкам право фотографироваться на российский паспорт в головном уборе - хиджабе, заставляет задуматься о многом. И то, что это масштабное и знаменательное во многих отношениях событие вызвало разноречивые оценки, только подтверждает его масштабность.

С чисто практической точки зрения, для МВД "хиджабский паспорт" представляет определенные затруднения в деле опознания личности. Противники подобного шага, которые выступают с позиций отстаивания светского характера российского государства, опасаются некой экспансии определенной этнорелигиозной группы.

Так, по мнению директора Центра анализа ближневосточных конфликтов Александра Шумилина, данное решение суда вывело религиозный фактор на очень высокий уровень, произошел своего рода "прорыв", "прозвенел колокольчик, который может разрушить то религиозное равновесие, которое до сих пор существовало". Причем аналитик считает, что этот фактор окажет "разделяющее воздействие" на общество.

С другой стороны, в победе "хиджабщиков" видят безусловное достижение в сфере религиозной свободы. Так, по мнению шеф-редактора журнала "Смысл" Максима Шевченко, "это выдающаяся победа в борьбе за права человека", которая касается не только мусульман, но и тысячи православных монахинь, которые не могут фотографироваться без специального платка, а также иудейских раввинов, которые не могут находиться без шляпы в публичном пространстве". Директор Института религии и права Анатолий Пчелинцев считает, что Верховный суд нашел компромисс между светской и канонической нормой, разрешающий возможные конфликты между ними. И этот компромисс не только вызвал огромные дискуссии в обществе, но и, несомненно, начинает определять умонастроения людей. Отдельные аналитики подчеркивают, что Верховный суд, кроме того, отделил права отдельных лиц от прав общественных корпораций – то есть, проявил уважение "не к личному праву или личному капризу, а к религиозному требованию и к общине верующих".

Продолжающаяся дискуссия о хиджабах пока что завязана вокруг религиозно-правовой проблематики. Однако не менее актуальным представляется совершенно практический вопрос о том, кто же конкретно может здесь выиграть, а кто – проиграть?

Несомненно, что в наше время глобализации, которая требует все обнажить, зафиксировать и занести во "всемирную электронную записную книжку", такое решение Верховного суда может выглядеть как вызов секуляризации, направленный на защиту традиционных ценностей. Поэтому "право на хиджаб", несомненно, является козырем для антиглобалистов, противников тотального электронного контроля, будь то православные или представители какой-либо другой религиозной традиции.

Но особенно важно, что такой прецедент может действительно помочь православным в России отстаивать религиозный традиционализм, если только они действительно этого захотят. Например, такие вещи как преподавание "Основ православной культуры" или усиление меры наказания за оскорбление религиозных чувств можно будет отстаивать, апеллируя к "праву на хиджаб".

Кроме того, двухгодичную тяжбу за это право можно рассматривать как пример гражданского неповиновения – того самого, о котором написано в социальной концепции РПЦ МП. Ведь во время судебной тяжбы с МВД мусульманки-активистки, отстаивавшие свои религиозные предписания, действовали по-своему и, наверное, так и не подчинились инструкциям МВД.

И еще один важный момент. С одной стороны, очевидно, как увеличивается дистанция между традиционными и нетрадиционными конфессиями России, а с другой, - более отчетливо проявляется степень традиционализма той или иной конфессии! Понятно, что "традиционные" теперь с большим правом смогут и даже должны будут отстаивать различного рода религиозную атрибутику – хотя бы для того, чтобы не отстать от других. И в зависимости от последовательности и обоснованности их действий сможет больше выявиться степень их религиозности, укорененности в той традиции, о следовании которой они говорят. Но также очевидно, что "нетрадиционным" конфессиям России отстаивать подобные права окажется сложнее...

Поэтому те "бури возмущений", которые проявляют некоторые православные объединения, наверное, не совсем уместны. Можно объяснить некоторую обиду за то, что "конфессиональный сосед" добился успеха, а не "мы". Но вряд ли это досточный повод для зависти: "Не лучше ли зажечь небольшую свечу вместо того, чтобы вечно клеймить темноту?" Вместо того, чтобы завидывать чужим успехам, не лучше ли направить силы на достижение собственных успехов, начав с исправления собственных недостатков? К этому, по крайней мере, призывают заповеди Христа.

Борис Кнорре, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования