Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Апокалиптический терроризм» и «религиозный экстремизм». Согласно предсказаниям секты «Лаборатория Панауэйв», Земля доживает сегодня свой последний день


Эсхатология - неотъемлемая составляющая любого религиозного учения. Ведь любая религия, даже парарелигиозная доктрина, либо утверждает приоритет сверхъестественного бытия над нашим наличным миром, либо рассматривает видимый мир как его часть. Если даже религиозное учение замыкается на чисто земных целях, то, хотя бы на словах, оно декларирует существование инобытия, и, если не Бога, то – какой-нибудь сверхсущности, которая должна рано или поздно "навести порядок" (в том числе, путем окончательного разрушения любого порядка) во всей поднебесной.

Ясно, что апокалиптика как раньше, так - в еще большей мере - сейчас очень удобна для спекуляций. Предвещание "конца света" - неплохой способ произвести впечатление, заявить о себе, умножить число податливых адептов. Причем, даже если "конец света" не наступает, "апокалипт-технологи" не остаются в проигрыше. Ведь всегда можно дать "духовное объяснение", заявив, что "Страшный Суд" уже идет, только на "тонком", невидимом для простых смертных уровне. А еще лучше заявить, что гибель "злого мира" отложена по милости самого религиозного лидера-предсказателя, умолившего "высшие силы" "отложить глобальную космическую чистку".

Вспомним, например, что "Свидетели Иеговы" предсказывали "конец света" в 1914 году, затем 1918-м и в 1925 году. После некоторого "пророческого затишья" апокалиптическим был объявлен 1975 год, в который также должен был наступить конец "злой системы вещей". По прошествии того или иного "эсхатологического срока" иеговисты каждый раз заявляли о свершении некоего "духовного пришествия", восшествия Христа в некий "духовный храм" и т.д. Лидер секты "Семья" ("Дети Бога") Дэвид Бранд Берг обещал землетрясение Калифорнии в конце 60-х годов, а уничтожение Америки в начале 70-х. А с ростом нью-эйджевых оккультных организаций заявления о "конце света" стали уже совсем привычными.

Поэтому угрозы со стороны секты "Лаборатория Панауэйв" о том, что сегодня мы, возможно, доживаем свой последний день на Земле, магнитные полюса которой должны поменяться местами, можно воспринимать как очередной "апокалиптический шантаж", ординарное проявление нью-эйджевой контркультуры.

Однако, очевидно, что эти заявления не так уж и безобидны, в особенности, для тех, кто знаком с историей неорелигиозных культов второй половины XX столетия - за "апокалиптическими угрозами" могут следовать серьезные последствия, пусть и не такого масштаба, о котором грезят угрожающие.

Напомним, что "апокалипсис", устроенный в 1978 году в Гайане (Латинская Америка) лидером секты "Народный храм" Джимом Джонсом, окончился гибелью более 900 человек. Для россиян это событие может быть не столь известным – советская пропаганда немало приложила усилий, чтобы представить эту катастрофу "делом рук ЦРУ". Ведь Джим Джонс провозглашал себя не только перевоплощением Христа и Будды, но и Ленина, старался заручиться политической поддержкой Советского Союза, заявляя о своем намерении строить коммунизм. Но после инцидента, устроенного "Аум Сенрике" в токийском метро, уже мало кто сомневается в "апокалиптическом потенциале" неорелигиозных организаций.

Остается открытым вопрос: каков этот потенциал? До какого масштаба может дойти применение апокалиптических угроз и когда технический потенциал сектантов позволит им "смоделировать" Апокалипсис?

Предметом для размышлений в связи с этим становится такой феномен, как "живые бомбы" - камикадзе, продемонстрировавшие вчера свой "апокалиптический потенциал" на празднике близ сел Белоречье и Иласхан-Юрт в Чечне. Ведь сколько бы ни звучали заявления о том, что "террористки-смертницы, взорвавшие бомбу на празднике в Чечне, не имеют ничего общего с исламом", своеобразную религиозную мотивацию их действий нельзя отрицать. Сегодня еще можно спорить о корректности понятия "религиозный экстремизм", но уже нельзя не признавать "экстремизма на религиозной почве".

И такие, на поверхостный взгляд, разные вещи, как вчерашний теракт в Чечне и "апокалиптические угрозы" Нью-Эйджа, имеют под общую почву – готовность решить проблемы путем смерти. Ведь уничтожая себя вместе с окружающими, и террористски-камикадзе, и такие нью-эйджеры как Джим Джонс, в любом случае решают проблему собственной жизни, которая в тот или иной момент становится им в тягость, так что предпочтительней оказывается смерть. В отличие от каких-либо "возвышенных" причин, личная "проблема жизни" существует всегда.

Подспудных причин такого суицида может быть много. Здесь и подсознательное инфантильное стремление уйти от ответственности, и способ разрешить неразрешенные проблемы. Кроме того, в условиях постоянно усложняющейся цивилизационной системы "летальный" исход для людей определенных социальных или психологических категорий может представляться все более и более заманчивым. А если учитывать современные условия глобализации, то приходится глобализировать и размах тех или иных явлений, событий, которые раньше могли касаться лишь какой-то малой части земного шара.

Поэтому, применительно к апокалиптике нью-эйджевых неорелигиозных организаций, сегодня уже вполне правомерно говорить о "религиозном экстремизме", если уж решаться на применение этого понятия. Но корректнее ввести такое понятие как "апокалиптический терроризм" - звучит оно пока несколько условно, но сущность проблемы передает. Насколько оно точно – жизнь покажет; хотелось бы только, чтобы не в ближайшее время...

Антон Виноградский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования