Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Раздвоение… Митрополит Иларион, признавая католиков братьями, пугает «окатоличиванием» Украины


Последние дни можно наблюдать заметную активизацию «министра иностранных дел» РПЦ МП митрополита Илариона (Алфеева) на «украинском фронте». Геополитическая конъюнктура сложилась так, что именно Московской патриархии выпала роль последнего «удерживающего» миража пост-советской империи. У Москвы, вследствие стратегических ошибок 2014-го и последующих годов, почти не осталось политических, экономических и даже военных инструментов удержания Украины в зоне своего контроля. Тем отчаянее разворачивается борьба против украинской автокефалии, поскольку принадлежность Украинской Церкви (пусть и не в полном составе) Московскому патриархату является последним еще живым рудиментом подчинения Украины России. И ключевая роль в этой борьбе досталась именно митрополиту Илариону, поскольку Патриарх самоустранился от активного участия в «битве за Украину».

Но это все очевидно, а теперь попробуем разобраться в том, «что скрыто». Факт активизации митрополита Илариона, поддержанной политической артиллерией Москвы в лице депутатов Гаврилова и Яровой на Межпарламентской ассамблее православия, свидетельствует о том, что перспектива провозглашения автокефалии Украинской Церкви во время предстоящего празднования 1030-летия Крещения Киевской Руси весьма высока. С другой стороны, об этом же свидетельствует активность американских дипломатов (а США, конечно, главный политический спонсор украинской автокефалии) в православных столицах – например, в Афинах. Илариону, кстати, в ходе своих дипломатических маневров в этом городе так и не удалось убедить предстоятеля Элладской Церкви сделать заявление в поддержку РПЦ МП, и тот ограничился туманной фразой «Будем следить за развитием событий».

Председатель ОВЦС МП, не скрывающий своих симпатий к католической Церкви, вынужден даже прибегнуть к радикальной «антикатолической» аргументации, популярной в кругах «Союза православных граждан» или «Ассоциации православных экспертов», доказывая невозможность украинской автокефалии. Правда, в отличие от совсем уж скандальных «экспертов», Илариону виртуозно удается вплетать в свою «антикатолическую» аргументацию нотки искреннего почтения к католицизму. Очевидно, в своей борьбе с украинской автокефалией «никодимовское» руководство РПЦ МП продолжает делать ставку на Ватикан. Разберем его аргументацию и риторику на примере свежего (от 27 июня) интервью греческому церковному агентству «Ромфеа».

Ключевая фраза Илариона, приведенная агентством только по-гречески, звучит примерно так: «План состоит в том, чтобы отделить каноническую Церковь от Московского патриархата и объединить ее с двумя раскольничьими образованиями. При этом cообщества, утверждающие, что новая Поместная Церковь должна иметь общение с преемником Святого Петра, тоже хотят участвовать в этом проекте. Если, как утверждают униаты, новая Церковь будет иметь общение с преемником Святого Петра, тогда мы говорим не о Православной Церкви, а о Католической Церкви!» Пожалуй, лишь слегка пренебрежительное слово «униаты» содержит какой-то намек на то, что Иларион негативно оценивают описанную им перспективу. В целом, если «преемник Святого Петра» является подлинным его преемником, а католическая Церковь – подлинной Церковью, такая перспектива не должна пугать митрополита Илариона. Конечно, среди православного народа в России сегодня сложился скорее антикатолический консенсус, но при этом хорошо известно, что ни Патриарх Кирилл, ни митрополит Иларион этот консенсус не разделяют. Оба церковных лидера (но особенно Патриарх) сделали свою карьеру благодаря активному участию в экуменическом движении, причем с акцентом на сближении с католиками. Духовный отец нынешнего предстоятеля РПЦ МП митрополит Никодим (Ротов), даже скончавшийся на приеме у Папы, отличался самой искренней любовью ко всему католическому, о чем в наше время существует немало документальных свидетельств и воспоминаний.

Глава ОВЦС МП и устно, и письменно – в своих многочисленных книгах – не устает напоминать, что «правило молитвы – это правило веры». То есть с кем человек разделяет молитву, с тем он разделяет и веру, поскольку невозможно адресовать одну молитву разным объектам веры. На этой очевидности основано знаменитое 45-е Апостольское правило, которое, говоря современным языком, исключает молитву православных с инославными. Митрополит Иларион охотно практикует молитву с католиками, поскольку не считает их инославными. Как-то раз в эфире телеканала «Вести24» он прямо исповедал: «У нас фактически существует взаимное признание таинств… Мы признаем таинства католической Церкви».

В контексте такого мировоззрения для митрополита Илариона не является «сотериологической катастрофой» принадлежность той или иной общины или целого народа к католицизму. Выступая в Западной Европе, он призывает людей вернуться к своим христианским корням, то есть к католицизму. И даже осуждение унии как «способа восстановления единства», которое также постоянно присутствует в риторике председателя ОВЦС МП, может быть правильно интерпретировано лишь в рамках экклезиологии «Церквей-сестер». В этих рамках уния рассматривается отнюдь не как «отпадение православных в ересь», а как недружественный акт прозелитизма со стороны одной сестры в отношении другой. Ну, что-то наподобие отторжнения Россией Крыма от Украины.

Во время современного православно-католического диалога, как только возникала перспектива «восстановления полноты церковного общения», католическая сторона охотно осуждала унию как метод такого восстановления, признавая, что полное «воссоединение Церквей» является гораздо более эффективным методом. Если именно под этим углом зрения посмотреть на прицитированную выше фразу из интервью Илариона «Ромфеа», то в ней можно увидеть сигнал, посылаемый католическим братьям и самому «преемнику Святого Петра»: если вы не осудите украинскую автокефалию, то мы будем рассматривать вашу позицию как поддержку унии, а пока вы поддерживаете унию, невозможно восстановление полного единства между нами.

Людям со взглядами Патриарха Кирилла и митрополита Илариона в современных геополитических условиях очень непросто маневрировать между личной прозападной экклезиологией и российской антизападной Realpolitik. Со стороны даже может показаться, что в таком маневрировании есть доля шизофрении, присущей вообще всей нынешней российской пропаганде, пытающейся, с одной стороны, выставить весь Запад источником угрозы и кошмарной бездуховности, а с другой, подчеркнуть и раздуть мнимые или реальные противоречия между США и Западной Европой.

Парадокс ситуации с Украиной для Патриарха Кирилла и митрополита Илариона состоит в том, что украинская церковная традиция исторически действительно была более открытой в отношении католицизма, чем традиция московская. Православная ученость, коллегиумы, даже церковно-певческая культура формировались в Киеве под влиянием унии и в контексте взаимодействия с нею. Патриарх и митрополит также максимально открыты в отношении католицизма, ценят ученость и церковно-певческую традицию, поэтому их борьба против украинской автокефалии, да еще и с использованием «антикатолической» риторики, превращается в род борьбы с самими собой. Говоря просто, они не отпускают Украину на Запад, потому что сами туда хотят.

Алексей Малютин,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования