Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

На финишной прямой. О чем договорились Москва и Константинополь «по украинскому вопросу»


Кто бы что ни говорил, а «украинский церковный вопрос» действительно близок к разрешению. В результате сложных многолетних переговоров и «взаимообменов» Московскому и Константинопольскому патриархатам удалось нащупать приемлемый компромисс. У Патриарха Варфоломея появился шанс реально войти в историю (ведь невыразительный Всеправославный Собор 2016 года ему такого шанса не дал), а у президента Петра Порошенко – переизбраться на второй срок. Дарование и признание «канонической автокефалии» Украинской Церкви несомненно вызовет в Украине эйфорию, которой может хватить и на предвыборную кампанию…

По идее, решение о даровании автокефалии планируется принять на заседании Синода Константинопольского патриархата в мае, но в крайнем случае оно может быть перенесено на июль. Московский патриархат пока слишком активно этому не сопротивляется, но это не значит, что в РПЦ МП больше нет «партии войны». Люди, склонные к дипломатии, концентрируются в ОВЦС МП, который возглавляет довольно гибкий митрополит Иларион (Алфеев). А вот в окружении Патриарха Кирилла (Гундяева) все еще преобладает воинственная риторика – «нельзя отпускать Украину». Поскольку и ОВЦС МП, и Московская патриархия в целом в значительной мере выступают в качестве подразделений Кремля (или Лубянки), то неопределенность кремлевских планов в отношении Украины выливается в невыразительность позиции РПЦ МП.

Теоретически, в Москве допускают «комбинированный» вариант развития событий с Украинской Церковью. Исходит этот вариант из того, что, с одной стороны, больше невозможно сопротивляться стремлению многомиллионных УПЦ КП и УАПЦ, значительно превышающих большинство поместных православных Церквей, вернуться в лоно «мирового православия». Тем более что это стремление активно поддерживают украинские власти. С другой стороны, за годы войны (2014-18) произошла поляризация украинского общества, особенно – церковного. Те круги в УПЦ МП, которые были настроены промосковски, стали еще более промосковскими, и именно они с 2014 г. контролируют высшее церковной управление. Консервативно настроенные клирики и миряне в таких условиях не способны к трезвой дискуссии и не примут автокефалии ни в каком виде.

Изящный, с точки зрения Патриарха Кирилла, выход рассматривается в Московской патриархии вот уже около 25 лет. А изящество это состоит в том, что «ради мира церковного» и прочих высших целей Московская патриархия готова согласиться на восстановление древней Галицкой митрополии, которая существовала в XIV веке в составе Константинопольского патриархата и никогда не присоединялась к Москве. При разделе Речи Посполитой в конце XVIII века, когда значительная часть Украины отошла к Москве, вся Галицкая митрополия была уже греко-католической, униатской. От нее Москва отщипнула лишь Волынь и Беларусь, которые, строго говоря, исторически и географически к Галичине не относятся. В наше время большинство приходов УПЦ КП и УАПЦ находится именно в западных областях Украины, в то время как число приходов УПЦ МП там невелико (правда, если не считать ту же Волынь и – отчасти – Закарпатье). В «покаянном» письме предстоятеля УАПЦ Патриарху РПЦ МП как раз и выражается готовность отказаться от приходов в центральной и восточной Украине и сосредоточиться на западных епархиях. Правда, УПЦ КП теперь набрала заметный вес и в центре страны, в частности – в Киевской области, поэтому провести строгую «каноническую границу» по административным кордонам западно-украинских областей не удастся.

Поэтому рассматриваемый вариант и называется «комбинированным». Он сочетает передачу Константинополю Галицкой митрополии с «эстонским вариантом» на остальной территории Украины, где будут сосуществовать канонические структуры Московского и Константинопольского патриархатов. С другой стороны, представить себе вхождение в Галицкую митрополию, например, Почаевской лавры с завимыми от нее православными регионами Волыни тоже невозможно. А Почаевская лавра, между прочим, расположена в самой что ни на есть «галичанской» Тернопольской области. Значит, элементы «эстонского варианта» неизбежны и внутри Галицкой митрополии Константинопольского патриархата. Просто официально будет считаться, что Киевская митрополия – «каноническая территория Московского патриархата», а Галицкая митрополия – «каноническая территории Константинопольского патриархата», по факту же – хотя и «временно» - канонические структуры обоих патриархатов будут действовать по всей территории Украины.

Московская пропаганда охотно преподнесет такой «раздел Украины» как очередной мудрый шаг Москвы по «раздроблению Малороссии». Эта пропаганда и раньше много раз говорила, что Москва готова отдать запад Украины Польше и прочим странам НАТО, при условии что они согласятся на аннексию юго-востока Украины Москвой. Вот Московская патриархия и приступила к реализации этого «коварного плана»… Одновременно будут кричать, что «мы своих не сдаем», и показывать ту же Почаевскую лавру как убедительный пример присутствия Москвы на территории Галицкой митрополии. «Православная общественность», поворчав немного, эту пропаганду проглотит.

Но такой мирный компромиссный вариант – не единственный. Как мы уже говорили выше, в Московской патриархии сильна «партия войны». И она готова идти на полный разрыв с Константинополем и глобальный передел православного мира. В рамках этого проекта проводятся визиты Патриарха в Румынию, Болгарию, Сербию, теперь вот готовится в Албанию – с щедрой «раздачей слонов» местным «бедствующим» Церквам. Загвоздка только в том, что Москва разворачивает этот свой план слишком медленно и скупо - она не успеет до конца «подготовить плацдарм», если Константинополь вдруг решительно ударит в мае. И тут опять же возможен «эстонский сценарий» - Москва вынуждена будет разорвать общение с Константинополем, начнется новый «женевский процесс» и цивилизованный раздел приходов. И все бы хорошо, если б не непредсказумость нынешнего кремлевского руководства. Ведь своим маниакальным желанием «показать Кузькину мать» оно может торпедировать любой «женевский процесс» в самый неподходящий момент. И если западным политическим руководством общение со столь непредсказуемым и опасным партнером уже признано «токсичным», то почему к таким же выводам не может прийти и прозападное церковное руководство, наложив на Москву свои специфическии «санкции»?

У Вас еще остаются сомнения в участии Москвы в переговорах с Константинополем о судьбе Украинской Церкви? Вспомните тогда «покаянное письмо» Патриарха Филарета (Денисенко), написанное в ноябре минувшего года. Он мирится и просит прощения у РПЦ МП, хотя присоединяться к ней не собирается, а РПЦ МП в лице своего Архиерейского Собора на удивление благосклонно реагирует на это письмо. Благосклонность говорит о готовности примириться, но если это примирение не через присоединение к Московскому патриархату, то не имелась ли в виду перспектива присоединения Филарета к Константинопольскому с согласия Московского? На наш взгляд, имелась.

Ксения Дорошенко,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования