Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Религиозность от «первого лица»… Путин признал близость православия коммунизму, а трупа Ленина – мощам святых? Но большинство «русских православных» думает так же


«Свобода, братство, равенство, справедливость — это все заложено в Священном Писании, это все там есть. А Кодекс строителя коммунизма? Это сублимация, примитивная выдержка из Библии, ничего нового они там не придумали», - сообщил соотечественникам - в том числе, и огорошенным православным - их самый традиционный президент. Далее, выступая в фильме «Валаам», фрагмент из которого Центральное телевидение показало 14 января, Путин развил тему религиозной веры и сакрального, фактически оправдав «богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы», тем, что «одновременно ведь создавали новую религию», имя которой, согласно означенной им логике, – «ленинизм».

Иначе понимать декларацию «новейшей российской религиозности» первым лицом государства РФ представляется невозможным. Не воспринимать же всерьез оправдание такой «религиозности», к примеру, официальным рупором РПЦ МП Владимиром Легойдой, для которого «мысль о том, что советская идеология и ее ритуалы внешне напоминают религиозные, совсем не нова» и, как ему представляется, «очевидна». Правда, на отождествление Путиным трупа Ленина с мощами святых, церковный чиновник оговаривается несколько более категорично, признавая все же, что «Ленин в мавзолее — это „мощи“; псевдомощи, конечно, с точки зрения любого христианина».

Что касается проведения тождества между религией – не обязательно только христианством - и коммунистической идеологией с моделируемой ею действительностью, то говорить об этом можно лишь в прошедшем времени. Это по Бердяеву «коммунизм… отменяет автономный и секулярный принципы новой истории, он требует «сакрального» общества, «сакральной» культуры, подчинения всех сторон жизни религии диавола, религии антихриста». В этом смысле – сугубо с точки зрения вытеснения религии из ее культурной ниши - антирелигиозная модель «строительства новой жизни» в действительности узурпировала роль главной ценности. Но стала ли она религией? Ведь, не зря существует изучающая религию наука, чтобы отметить здесь отсутствие главных признаков любой религии: веры в сверхъестественное - в духов, в Высший разум, в Бога. Однако, в идеологии, приплетенной к религии непонятно с чего, как известно, «ни Бога, ни черта» не присутствует.

Хотя так ли уж все это непонятно Путину?

Множество комментариев по поводу странноватых представлений самого высокого чиновника Российской Федерации о религии, практически тождественной коммунистической идеологии, об идентичности мощей подвижников веры и «мумии» из Мавзолея, говорит лишь о том, что выплеск путинского сознания (или «подсознательного»?) задел не только верующих людей, но и всех, кто более-менее сведущ в истории и существе религиозного феномена, в мировой культуре. Но насколько велико число тех соотечественников, кого это могло покоробить, чьи религиозные чувства это могло «оскорбить»?…

«Конечно, велико!» - воскликнул бы тот, для кого объявляемые церковными деятелями едва ли не 80 % православных верующих в стране на голубом глазу принимаются за действительное количество христиан восточного обряда. Но этому можно и поверить, если допустить, например, что таких «православных» проведение параллели между Евангелием и Кодексом строителя коммунизма ничем не смутит. Более того, можно предположить, что их вера в собственную правоту в таком случае должна бы даже укрепиться! Правда, вера уже не во Христа, конечно, а в осознание своей принадлежности к миллионам себе подобных советско-русских единомышленников. Вера приблизительно в то, что, похоже, имел в виду в фильме и президент Путин, говоря о вере, сопровождавшей жизнь народа в эпоху государственного атеизма.

В самом деле, во что только ни доводилось после переворота 1917 года верить многострадальным соотечественникам: в Ленина, в Сталина, в партию, в «последнего попа» к 1980 году с неизбежностью победы коммунизма во всем мире. Еще «по мелочи» – в лживость генетики и кибернетики, в пользу разворота сибирских рек, в свою исключительную духовность, в миротворческую роль ядерного арсенала и проч. Увы, но такого рода массовая вера до сих пор принимается абсолютным большинством за то, что подразумевается нынче под терминами «православие» или «русский мир». При этом единственное, наверное, что отличает нынешнюю веру от доперестроечных, это антураж из золотых куполов и назойливого упоминания Имени Божия «всуе».

Ну, а коли сегодня происходит подобное, воспринимать вызвавшие бурю откликов откровения от «первого лица» чем-то нелогичным было бы несправедливо.

В конце концов, начался предвыборный сезон, а предложение, как известно, рождает спрос…

Михаил Ситников,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования