Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Новая высота антагонизма. Истинное Православие после 2017 года


Подводя итоги 2017 года для Истинного Православия, я впервые почти совсем откажусь от обзора состояния многочисленных юрисдикций. Главным в году было совершенно не это – а изменение в нашем нецерковном обществе отношения к религии. К этому я постепенно и перейду. Но вначале все-таки о двух других сюжетах.

1. Безвозвратные потери… или не только?

Будет ли еще какой-нибудь прок от дробления и смешения «осколков» РПЦЗ, и без того уже порошкообразных? – Ответ напрашивается (даже не буду его произносить), но он может быть неверным. Появились какие-то совсем мелкие группы, не знающие, куда примкнуть, и либо быстро разваливающиеся, либо закукливающиеся. Зачастую связь их со своим епископом едва-едва номинальная. О судьбе каждой такой группы нужно думать отдельно. Думать, прежде всего, о том, как помочь. Мы не вправе бросать своих инвалидов Третьей мистической. Но надо понимать, что инвалидов больше никогда не поставишь под ружье. И что инвалиды все равно нужны.

Инвалидов нельзя бросать не только из справедливого опасения «испортить карму» (употребляю это светское выражение, так как христиане плохо понимают выражения евангельские, когда они требуют от христиан практических действий). Но и вообще полезно о ком-то заботиться без особо корыстных расчетов. И еще такие сильно разные люди в одной Церкви приучают нас держать при себе свои эмоции и воззрения, к догматике и канонам не относящиеся, а также снисходительно воспринимать чужие ошибки.

Но все-таки: ожидать ли от «осколков» чего-либо кроме «жертв (собственного) православия»? Выражу свойственный мне «острожный» оптимизм: ожидать. За прошедший год произошло еще одно объединение «вторичных» осколков – если считать первым таким объединением состоявшееся в 2016-м объединение епархий Архиерейского Совещания РПАЦ и Российской Православной Церкви Митрополита Дамаскина (Балабанова). А именно, отделившиеся от РПЦЗ(А) и от РИПЦ приходы и архиереи создали свою новую юрисдикцию и рукоположили епископа в Австралии (Андрея (Эрастова)). Мой оптимизм в отношении этой юрисдикции связан даже не только с тем, что в ней далеко не худшее – и имеющее тенденцию к улучшению – положение с догматикой. Прежде всего, он связан с тем, что обе создавшие ее группы были сформированы в разных юрисдикциях, но по одинаковому принципу. Что это за принцип, я сейчас оставляю в секрете и раскрою его только в последнем разделе этого обзора.

Свидетели Антигундяева

Истинно-православные христиане, особенно епископы, должны смиренно и с подобающим прискорбием признать, что никто из них не сделал для распространения истинной веры больше, чем именуемый Патриархом РПЦ МП Кирилл Гундяев. Мы даже привыкли уже так думать. Но всякая привычка оборачивается теневой стороной – бездумным автоматизмом. По итогам 2017 года против этого надо предостеречь.

В 2016-м и - особенно - 2017 годах в РПЦ МП сформировался такой слой, который в свое время не получилось создать у чукотского епископа Диомида. Но у настоящего мастера, Гундяева – получилось. Это, так сказать, «истинная РПЦ» - в которой не поминают Патриарха, считая его еретиком, а также не поминают и других епископов РПЦ МП, потому что все они поминают Гундяева. Процесс был запущен Кириллом на «Острове свободы», во время символической встречи со старшим по званию, и подтолкнул многих в РПЦ МП, всё больше из духовенства, к выходу на свободу. Свободу от Гундяева, конечно, нельзя не приветствовать. Но также нельзя ее путать с православием.

Прихожане клириков «истинной РПЦ» (надо же ее как-то назвать; пусть будет так, поскольку лидеры этой организации настаивают на сохранении дарованного Сталиным названия их организации) обычно причащаются и в других приходах, где Кирилла поминают. Во всяком случае, о запретах интеркоммуниона (совместного причащения) с «гундяевцами» ничего не слышно. Если в каких-то общинах этого не происходит, то, скорее, из-за установки не причащаться вообще ни у кого, кроме «собственного» батюшки. Но это не канонический запрет, а поповский бизнес-прием по обеспечению собственной монополии.

С канонической точки зрения, произошло не отделение от еретиков, а ссора клириков с их епископами. Разделение по причинам различия в вере должно происходить иначе: это не просто отказ от литургического поминовения отпадших епископов, но также и полное разделение в молитвах и таинствах с их паствой. Пока же мы видим конкуренцию между двумя поповскими корпорациями по обслуживанию религиозных потребностей одного и того же контингента.  

Ждать особенной догматической и канонической сознательности от этих групп не приходится, но и готовности учиться у них тоже нет. Они слишком гуруистичны. Во главе там обязательно сильно авторитарная личность, если не прямо психопат. Иногда такие лидеры хотят прекратить свое существование без епископов и обращаются к различным юрисдикциям ИПЦ. Иногда кого-то туда берут. И хорошо бы, чтобы всегда в такие юрисдикции, которые невозможно испортить…

Тут нужно понимать: может быть, эти люди и инвалиды, но «не нашей войны». В РПЦ МП воюют помногу, но больше друг с другом. И их инвалиды – это не зона ответственности истинно-православных, которые не могут создать им терапевтических условий. И даже, увы, не могут гарантировать, что, попав в ИПЦ, такие священники не перекусают и не заразят истинно-православных прихожан.

Пусть лучше они разрыхляют РПЦ МП, предаются увлекательным спортивным занятиям вроде отлавливания воображаемых жидомасонов, – но от православных прихожан подальше.

Еще раз: все эти клирики – носители некоторых худших болезней клира РПЦ МП. Если  действует правило не принимать в ИПЦ священников без прихода иначе чем мирянами и монахами, то и это не всегда спасет, поскольку нередко какие-то единичные прихожане даже у таких батюшек есть. Тут нужно смиренно признать, что пока нет возможности обеспечить таким группам в Истинном Православии отдельный изолированный бокс, чтобы в нем не спеша пытаться их вылечить. Такие условия можно было бы создать где-нибудь в глубоком тылу, но у ИПЦ нет глубокого тыла.

Переходим к главному

Наблюдая за некоторыми настроениями в активной части российского общества, хочется сказать, что если в 2016 году от РПЦ МП сторонились и над попами смеялись, то в 2017 году их уже готовы бить. Это преувеличение. Мне довелось консультироваться со специалистами, которые говорят, что реально бить начнут еще только через два-три года. Но, по крайней мере, антагонизм общества и РПЦ МП взял новую высоту именно в 2017-м, и это сопоставимо разве что с 2012-м – когда РПЦ МП и светское общество оформили свой развод через суд над «Pussy Riot”.

Но моя задача - не описывать эти процессы, а только делать выводы в отношении ИПЦ. Вот тут перспективы самые лучшие.

На людей, ощущающих в себе смутное религиозное влечение, сегодня обрушиваются потоки компромата в отношении как церковников, так и православия как такового. Через такой фильтр будет труднее пробиться, но ведь это не только фильтр, а и реклама. Вспомним благословенные для христиан-исповедников годы советчины. Для людей религиозных интуитивно привлекательно то, от чего воротит большинство современников. Да, они попытаются пойти в РПЦ МП. Но там они сами получат подтверждение тому плохому, что узнали со стороны. И дальше они будут искать. И уже сейчас такие люди приходят в ИПЦ.

В таких весьма благоприятных условиях требования ко всем лидерам ИПЦ (включая женщин), но особенно к священникам и епископам снижаются до абсолютного минимума, и этот минимум состоит всего в одном требовании. Но хотя бы этому требованию соответствовать все-таки надо.

Оно уже было сформулировано в качестве первого и единственного догмата Церкви Макаронного Монстра, но мне затруднительно не только процитировать его здесь, но даже предложить погуглить его лицам, не имеющим достаточной религиоведческой подготовки. Кстати, это то самое требование, на основании которого объединившиеся в 2017 году группы отделялись от своих прежних юрисдикций РПЦЗ(А) и РИПЦ. Отделились тогда обыкновенные люди, которым надоело постоянное вранье и неадекват в собственных Синодах. А требование, в общем, неочевидно только для людей, сильно испорченных церковностью. Оно такое: «Если ты епископ или поп, то веди себя как нормальный мужик – отвечай за свои слова и не ври».

Епископ Григорий (Лурье),
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования