Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Из Царьграда в Москву. Любые порывы – «оппозиционные» или «верноподданнические» - тонут в трясине российского политического цинизма


В 90-е годы прошлого века принято было смеяться над «демшизой». Этим термином обозначали романтически настроенных граждан, в большинстве своем – слабо защищенных социально, которые искренне поверили в ценности свободы и демократии и на уличную поддержку которых опиралась новая-старая элита, «перекрасившаяся» из «коммунистов» в «демократов». Наиболее активные представители «демшизы», как и подобает искренним романтикам, готовы были жертвовать своими жизнями во время ключевых для новейшей российской истории событий 1991 и 1993 годов.

После бурного «разочарования» народа России в ценностях свободы и демократии на смену «демшизе» пришли «патриоты» («нацшиза») - также слабо социально защищенные граждане, на 86-процентную (а в некоторых случаях – 146-процентную) поддержку которых как бы опирается нынешняя новая-старая элита, объединившая «перекрасившихся» коммунистов с крупным криминальным бизнесом под эгидой «благородного ордена опричников» - наследников ЧК-НКВД-КГБ. В «нулевые» годы «нацшиза» смиренно ждала, веря, но и периодически сомневаясь во Владимире Путине, давая ему «исторический кредит» на укрепление власти. Этот кредит был выдан, как вскоре выяснилось, на 12 лет – и с началом третьего срока Путина, казалось, Россия получила реальный шанс оторваться от западной цивилизации, от остатков демократии и бесповоротно встать на свой «особый путь», для которого «государство – все, а человек – ничто». Апогей этих чаяний «нацшизы» наступил в 2014-м, с приходом «Русской весны», аннексией Крыма и началом войны на Донбассе (где, кстати, и полегла некоторая часть «нацшизы», о чем сейчас не принято слишком часто вспоминать).

На техническое, в том числе информационное, обслуживание этого «геополитического рывка» Владимира Путина, заведшего Россию в международную изоляцию, были выделены определенные средства. Как грибы после дождя стали расти разные «новоросские» ресурсы, на полную мощность заработала «фабрика троллей». Был задействован и религиозный фактор – в виде проповедуемой Патриархом Кириллом (Гундяевым) доктрины православного «русского мира» и попыток представить конфликт на Донбассе как «межконфессиональный» (дескать, русские православные воюют с «западенцами» - униатами и всякими раскольниками). Попытка переформатировать мышление россиян с современного на средневековое предполагала, в частности, необходимость «религиозного» обоснования войны и связанного с ней кровопролития. Вот в таком историко-идеологическом контексте и зародился телеканал «Царьград», объявивший себя «первым русским» и попытавшийся поставить западные телевизионные технологии на службу радикальным «православно-патриотическим» идеям, по сути – мессианского, то есть гегемонистского характера. Вероятно, такой посыл содержится в самом названии канала: дескать, мы не будем останавливаться на Украине и "восстановлении" России в границах СССР, мы пойдем дальше – «наш щит на вратах Цареграда», «русский мир» - единственная возможная альтернатива развития для всего человечества, изнемогающего под тяжестью американского империализма. В качестве хозяина канала выступил Константин Малофеев – сравнительно молодой православный бизнесмен, уже отметившийся в ходе операций «Крымнаш» и «Новороссия» спонсорской поддержкой некоторых формирований.

«Царьград» с самого начала вызывал некоторый, простите за выражение, «когнитивный диссонанс». «Нацшизе» не нравились западные стилистика и формат вещания - все-таки настоящий «православно-патриотический» продукт должен быть таковым не только по содержанию, но и по форме. (Причем еще неизвестно, что важнее для этого дискурса – форма или содержание.) Молодежи и всяким «сомневающимся» канал тоже не подходил – в высокотехнологичной упаковке из его студии звучала слишком грубая ксенофобия в исполнении немногочисленных «говорящих голов» православно-патриотического лагеря, которые компенсировали отсутствие новых идей и внятных программ чисто эмоциональным напором и заниженной, уличной лексикой. А этого было достаточно и на основных федеральных телеканалах, которым, конечно, при всем уважении, "Царьград" не конкурент. «Царьград» стал парадным смотром православно-патриотических сил России, и, к сожалению для создателей и сторонников канала, этот смор выявил крайне слабое и небоеспособное состояние упомянутых сил.

…Довольно скоро на смену «Крымнашу» и восторгам «Русской весны» пришел «слив Новороссии», уныло длящийся уже три года. Стало очевидно, что мобилизационный сценарий нынешнее кремлевское руководство может использовать только ситуативно, никакой мобилизационной стратегии или «программы национального возрождения» у него нет. «Только бизнес – и ничего личного!» Более того, нынешней «застенчивой диктатуре» в России одинаково дискомфортно как от активности либеральной оппозиции, так и от активности «нацшизы», готовой умереть за Путина. Ей дискомфортно от любой гражданской активности – нужен лишь мертвящий застой, когда нигде и ничего не меняется. «Взятка – русская конституция», «коррупция – становой хребет социально-экономической системы», «русский народ долго терпит»… Вот и весь набор ценностей.

Конечно, на «Царьграде» работали как циники, так и искренние романтики – православные патриоты. Их взгляды можно критиковать как с точки зрения Православия, так и с точки зрения патриотизма. Но их искренность вызывает уважение в нынешнюю эпоху тотального цинизма. Однако с ложными ценностями нужно уметь с достоинством расставаться. История «Царьграда» - лишний довод в пользу того, что Россия-таки будет свободной. Пусть и нескоро…

Антон Свиридов,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования