Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"И вновь продолжается бой...". Российское общество морально не готово закрыть страницу истории, открытую ровно 100 лет назад


Даже среди самых благонамеренных и патриотически настроенных россиян трудно найти такого, кто поспорил бы с очевидным фактом: Россия продолжает страдать от последствий революции 1917 года. Самое трагическое событие отечественной истории, которому сегодня исполняется ровно 100 лет, продолжает оставаться актуальным, продолжает вызывать боль. И это естественно, поскольку дух той революции, ее цели и задачи противны человеческой природе. Революция 1917 года изменила до неузнаваемости облик России, наложила тяжелую печать на национальный характер, потрясла основы христианского миропорядка, складывавшегося веками.

Когда организм сигнализирует о боли, неизбежно возникает вопрос о том, как ее преодолеть или, по крайней мере, ослабить. Тысячи книг написано о том, что губительные последствия Русской революции можно преодолеть лишь покаянием – то есть сознательным и официальным осуждением этой революции и ее последствий. О необходимости такого покаяния говорили и говорят как лучшие светские интеллектуалы и классики русской литературы, так и духовные авторитеты – святые. Но главная сложность нынешнего исторического момента состоит в том, что именно сегодня, в год 100-летия революции, Россия как никогда далека от столь необходимого покаяния. Может быть, еще дальше, чем была в советскую эпоху. Любые покаянные нотки на дух не переносит официальная пропаганда, объявляя их «национал-предательством» и «непатриотизмом». Не поддерживает их и главный «институт покаяния», место которого в современной РФ занимает РПЦ МП. Устами своего Патриарха она провозглашает себя вождем народа, но этот вождь никуда народ не ведет, а сам выступает в качестве ведомого, добровольно согласившись играть вторые роли в грандиозном пропагандистском шоу, которое проходит под лозунгом «Нам не в чем каяться, мы – народ-победитель!»

2017 год весьма знаменателен своими юбилеями: 500-летия Реформации и 100-летия революции. При таком сочетании дат Реформация предстает как альтернатива революции – как сказано, “по плодам их познаете их”. Однако обе даты, несмотря на свою грандиозность, отмечаются в России на удивление вяло и невыразительно. Нет никакого ажиотажа, никакой общественной дискуссии, никаких ярких мероприятий (не считать же таковым дежурную выставку епископа Тихона (Шевкунова) в Манеже!). Складывается ощущение какого-то выпадания страны из истории. Это ощущение – симптом глубокой социальной апатии, которая сигнализирует о масштабности путинского Застоя. Но Застой этот возник не сам собой, не в результате одного только “чередования исторических циклов”. Нынешний сон разума – это и результат многолетней систематической репрессивной политики, распугавшей интеллектуалов, приучившей их бояться свободной и нетривиальной мысли, тем более – общественной программы, которая запросто может быть объявлена (и объявляется нередко) “экстремистской”. Общественную дискуссию парализовал страх, а долгое пребывание в этом состоянии приводит к атрофии самой культуры общественной дискуссии.

Кто призван будить общество, впадающее в летаргию, которая чревата комой и исторической смертью? В идеале – Церковь, а за неимением таковой – интеллигенция. Но РПЦ МП молчит, не желая или будучи не в состоянии выполнять свое “пророческое служение” в общественном формате. Если непредвзято проанализировать историю возникновения этой религиозно-административной структуры, то придется признать, что ее “формативным периодом” являются 1927-44 годы. Новая церковно-государственная симфония, возникшая в СССР при Сталине и продолжающаяся в нынешней России, является в определенной мере плодом революции 1917 года, поэтому странно было бы участникам этой симфонии рубить сук, на котором они сидят. Вялая общественная дискуссия, посвященная 100-летию, свелась в России к двум второстепенным сюжетам – фильму “Матильда” и захоронению тела Ленина. И даже по этим второстепенным сюжетам общество не услышало сколько-нибудь внятного “голоса Церкви”. Апофеозом официальной церковной позиции относительно “Матильды” стало заявление Межрелигиозного совета России, где ведущую роль играет РПЦ МП, вышедшее накануне начала широкого проката фильма. Это заявление примечательно тем, что в нем даже не упомянуто название фильма, а говорится о неком абстрактном современном искусстве. Относительно же захоронения Ленина и ликвидации языческого зиккурата-мавзолея в центре Красной площади Московская патриархия, улавливая кремлевские флюиды, вообще солидаризировалась с коммунистами. Мотивация ее позиции проста: не надо “бередить старые раны”. Это и значит, что не надо никакого покаяния, а надо жить со старыми грехами, дабы не испытывать психологического дискомфорта! Попробуем теперь спроецировать эту “мораль” на Евангелие: правильно ли поступали Христос или Иоанн Предтеча, когда “бередили раны” книжников и фарисеев – элиты государственной ветхозаветной Церкви? Многие Новомученики Российские, не принявшие курс митрополита Сергия (Страгородского), указывали на непонимание последним сути христианского мученичества. Не то же ли самое “непонимание” мы наблюдаем и сегодня? Церковь, не призывающая к покаянию и мученичеству, уподобляется соли, потерявшей силу, и не может претендовать на общественный авторитет. Неудивительно поэтому, что даже застойное, спящее общество видимым образом отходит от Церкви, быть православным уже не только немодно, а иногда и стыдно.

Советский период, начавшийся ровно 100 лет назад, не был “очередной славной страницей” российской истории. Он был периодом страданий и крови, пролитой миллионами мучеников. Власть, которая оправдывает это пролитие крови, несет свою долю ответственности за него. А кровь эта “вопиет к Небу”, как некогда вопияла кровь Авеля. Более того, нераскаянное преступление порождает новые преступления против человечности, которые мы и наблюдаем время от времени в разных уголках постсоветского пространства. И найти какой-то “внутренний” выход из этого положения невозможно, потому что даже “институт покаяния” действует теперь как  “институт оправдания” зла. В день 100-летия революции Россия не закрывает страницу истории, открытую в октябре 17-го. Русская Катастрофа продолжается…

Александр Солдатов,
“Портал-Credo.Ru”

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования