Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Слово наше отзывается


"Портал-Credo.Ru" скромно отметит 12 июля свой маленький месячный юбилей. Это торжество мы отмечаем постепенным выходом из тестового режима. Нас начинают замечать, хвалить и ругать (последнее и интересней и, обычно, приятней).

Известный либеральный публицист Яков Кротов упрекает Портал за тон комментариев: "Если бы монаха обязали вести репортаж из публичного дома, не ругаясь. Ему противно, но нести послушание надо…". И задается вопросом: "А зачем заниматься журналистикой, если не нравится окружающий мир?". А обозревательница поддерживаемого московским Сретенским монастырем (тем самым, где настоятелем о. Тихон (Шевкунов), числимый конспирологами в "духовниках Путина") Анна Гальперина, попрекает за то, что мы пытаемся "учить жить" иерархов РПЦ МП.

"Еще более дидактическая статья появилась на сайте "Портал-Кредо.ру", озаглавленная постеснявшимся назвать себя автором "Горе мне, если я не благовествую..." (1 Кор. 9,16). В статье также проводится анализ материала протоиерея Всеволода Чаплина "Искушение Ватикана"… Аноним утверждает, что "подзаголовок статьи протоиерея находится в поразительном противоречии с ее содержанием". По мнению неназвавшегося автора, "принять вызов" Ватикана - означало бы "начать подлинную широкую проповедь православного вероучения в странах Запада и, тем самым, восстановить нормальный духовный паритет". В статье указывается, что тактика взаимного отказа от миссионерской деятельности "неудачная"… В общем, позиция православных, по мнению неизвестного учителя жизни, ущербна, так как они не бегут за рубеж с немедленной проповедью Православия, бросив свои храмы, своих прихожан, большая часть из которых еще только на пути к истинному воцерковлению. Автор считает, что если на твой дом напали "миссионеры", то, разумнее будет не защищать его, а, бросив его им на "растерзание", занять дом своих "противников". Абсурдность таких заявлений очевидна. Но, к сожалению, у нас по-прежнему журналисты глубоко уверены в своей "педагогической" миссии… Вот они-то всех и научат - и католиков, и православных, и Президента с Патриархом…"

Разумеется, автору нашего комментария, нет никакой необходимости стесняться и скрывать своё имя. Однако, рубрика "Комментарий дня" выражает согласованную позицию редакции, которая отнюдь не обязательно нуждается в подписи. Однако удивляет то, что четырежды повторив упрек в анонимности (так и ждешь, что далее Анна Гальперина спросит комментатора о его национальности), никаких существенных аргументов "против" нашей позиции автор так и не заявляет.

Вряд ли ведь можно всерьез назвать "опровержением" странное утверждение: "Позиция православных, по мнению неизвестного учителя жизни, ущербна, так как они не бегут за рубеж с немедленной проповедью Православия, бросив свои храмы, своих прихожан, большая часть из которых еще только на пути к истинному воцерковлению… Абсурдность таких заявлений очевидна". Если что и очевидно, так это абсурдность логики уважаемой Анны Гальпериной. В епископате РПЦ МП числятся "епископ Венский и Будапештский", "епископ Аргентинский и Южноамериканский", "епископ Брюссельский и Бельгийский", четыре епископа в Великобритании, два в Германии, один в Канаде, один в США, один во Франции. В Италии, правда нет, но только потому, что в 1970-х годах митрополит Никодим (тогдашний глава ОВЦС МП) отверг просьбу нескольких католических общин об их присоединении к Православию и приеме в юрисдикцию РПЦ МП, и здесь экуменизм оказался важнее Веры (этим почему-то очень гордится отец Всеволод Чаплин). Весьма многочисленным епископам РПЦ в западных странах (куда более многочисленным, чем католические епископы в России, коих четверо) не нужно никуда бежать, "бросив свои храмы и прихожан". Им нужно идти в свои храмы и умножать количество своих прихожан хотя бы с тем же напором, с которым это делает глава епархии святого Иосифа Ежи Мазур. Мало кто сомневается в том, что если большинство из нынешних иерархов РПЦ МП в Европе окажется в ситуации аналогичной той, в которой оказался прелат Мазур, они спокойно примут перевод на кафедру внутри России и уж точно не станут говорить проповеди по телефону.

И не заявляйте, что говорить так - "латинофильство". Константин Леонтьев, говоривший о том, что православным нужно учиться у католиков ревности в распространении своей веры, тоже может получиться "латинофилом". Речь о другом - о том, серьезно ли христианин относится к своей вере или нет. Иерархи РПЦ МП доказывают, что к своей вере они относятся отнюдь не серьезно - не тем, что сопротивляются католическому натиску, а тем, как они ему сопротивляются и какие слова они при этом говорят. Преследуя вполне благую с точки зрения православного цель -предотвратить уход людей из Православной Церкви, ОВЦС избрал для этого совершенно негодное средство - апелляции к "экуменической совести" Ватикана в сочетании с обращениями к государственным властям, вместо нормальной идейной борьбы, миссионерской проповеди и истинной ревности в вере.

Другое дело, что упрек Анны Гальпериной в том, что "журналисты" в очередной раз "учат жить", найдет весьма и весьма много сочувствующих, особенно в среде православных верующих, глубоко уверенных в том, что от СМИ один грех, развращение и соблазн. Обвинять журналистов во всех бедах стало в 1990-х годах очень модным. И мода эта не совсем необоснованна (хотя иногда и гипертрофирована) — и в самом деле "слово наше отзывается" с каждым годом наступающей эпохи "информационного общества" все более и более веско, и роль информации и псевдоинформации в возникновении тех или иных событий в общественной и религиозной жизни становится все более весомой.

Может ли Церковь оказаться в стороне от этих процессов? Не может. Ведь Тело Христово — это особая онтология и особая пневматология, а не особая физика, химия, или социология. В IV веке Святые Отцы изучали риторику, в XIX-м осваивались с новейшим инструментарием текстологии; в IV-м епископ был главой общины античного полиса, включенного в организм великой Империи, в XIX-м – главой духовной власти в губернии или какой иной административной единицы государства, стремящегося к тому, чтобы быть "государством-нацией". Точно так же и значение "информации" повышается, занимая те места, которые раньше принадлежали "труду", "капиталу" и "земле", и незачем на тех, кто "делает" информацию, это это обижаться и на нее сетовать. Лучше давать другую, а для этого надо уметь это делать, уметь формулировать, определять, предлагать и спорить, не ограничиваясь довольно беспомощными упреками в "анонимности".

Егор Холмогоров, Портал-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования