Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Выдох разочарования. С выходом “Матильды” на широкий экран “православные активисты” отправляются искать новый источник оскорбления своих “чувств”


В современной России катастрофически не совпадает реальность, зафиксированная в законе, в первую очередь - в Конституции и международных обязательствах, с реальностью, создаваемой пропагандой. Большинство "рядовых россиян" привычно живет во второй реальности. Нельзя сказать, чтобы это было комфортно, но это хороший способ сэкономить интеллектуальную и нравственную энергию, не расходуя их на выбор собственной позиции.

В этой реальности пропаганды разного рода демократические свободы, особенно свобода вероисповедания, маркируются как "чуждые", "навязанные нам" западной культурой. "Особый путь" развития России, который категорически не совпадает с западным, демократическим, не допускает какой-либо свободы вероисповедания, поскольку вообще не предполагает свободного религиозного выбора личности. Выбор тут делает правитель от лица всего народа, именно он является субъектом упомянутого “особого пути”, а частная индивидуальность “рядового обывателя” редуцируется, сводясь к минимальному набору биологических потребностей. Религиозный выбор для России уже сделан много веков назад и подтвержден нынешним лидером нации, поэтому у каждого отдельного гражданина больше нет необходимости делать его для себя.

Вместе с тем, надо понимать, что "православность" современного российского государства - явление не религиозное, а исключительно идеологическое, речь тут идет об особом, "политическом православии". Поэтому власть, использующая для своей легитимации православные символы и риторику, с большой опаской относится к появлению любых независимых форм православной активности, особенно радикальной, и пресекает их. Недавно это произошло с “Христианским государством – Святая Русь”, никогда не заявлявшим о какой-либо нелояльности РПЦ МП или президенту Путину. Теперь по минному полю ходит полувоенизированное движение “гвардейцев Патриарха Кирилла” “Сорок сороков” (СС), которое может быть “зачищено” при малейших намеках на самостоятельную повестку. Итак, православие является господствующим в России не в качестве религии, а как светский государственный культ, как форма почитания власти. Поэтому власть жестко пресекает любые проявления православного протеста, обращая внимание не на то, что он православный, а на то, что он протест. После 70 лет госатеизма Россия остается и останется по сути малорелигиозным государством, где попытки “насаждения православия” облекаются в культурные формы недавней атеистической эпохи. Понимание этого явления помогает объяснить, почему русское православие в последнее время все больше ассоциируется с агрессией, ксенофобией и репрессиями.

Поскольку официальной идеологией в России является не религиозное, а “политическое православие”, то православные не могут здесь выступать в качестве самостоятельного политического субъекта, способного выдвигать власти какие-то самостоятельные требования. Они выступают либо частью системы власти, либо гонимыми маргиналами (как "альтернативные" православные вне РПЦ МП), которые ни на что претендовать не могут и не пытаются. Развитие православного фундаментализма в России, главным образом, связано с интересами Путина и его команды по удержанию власти максимально долгое время. Эти интересы обслуживает курс на международную изоляцию России, подавление независимой гражданской активности, раздувание массовых фобий по отношению к Западу и демократическим свободам.

В контексте всего вышесказанного фильм Алексея Учителя не представляет какой-то “системной” проблемы для России. Весь гигантский шум вокруг него связан с пиаром отдельных персонажей, пытающихся "по максимуму" использовать "православный фактор" для своего продвижения в политике. В первую очередь, это относится к депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской, которая благодаря “Матильде” закрепилась в федеральной политике. В силу своей религиозной неграмотности Поклонская использовала частично аргументацию движения "царебожников" (о безгрешности царя Николая II), которое вообще-то осуждается официальным церковным руководством. Это создало для последнего определенные проблемы, ограничив возможности его участия в кампании против "Матильды". Конечно, немалую роль сыграло и стремление Кремля канализировать протестную энергию в дни 100-летия русской революции, сосредоточившись на обсуждении второстепенной темы. Если бы не было "Матильды", в центре общественной дискуссии в эти дни могли оказаться собственно причины событий 1917 года и невольные параллели с тем кризисом, в котором находится Россия сейчас. А такой дискурс весьма опасен с точки зрения Кремля.

Алексей Малютин,
для “Портала-Credo.Ru"

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования