Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Учиться не оскорбляться. Православной реакцией на «шедевры» типа «Матильды» является реакция аскетическая


Итак, свершилось! Презентация первого православного теракта состоялась в Екатеринбурге. Сбылись юношеские мечты Кураева из 90-х: теперь давить на «болевые точки» проснувшегося «народного самосознания» стало чревато. Правда, нынешний Кураев и сам, похоже, не рад, что из его, в том числе, искр, возгорелось пламя. И уже не только у входа в кинотеатр «Космос».

Почувствовав, что жареным запахло во всех смыслах, официальные спикеры РПЦ МП заклинают общественность поврить, что «верующие так не поступают» и что их организация совсем не при делах. Патриарх РПЦ МП в проповеди, посвященной Усекновению главы Иоанна Крестителя, вновь изображает картину, противоположную нынешней российской реальности. Это не православные несут угрозу гражданам, напротив: благая весть возбуждает де у гордых людей иррациональную агрессию к ее носителям, белым и пушистым агнцам церковным.

Конечно, для тех, кто хоть немного следит за развитием событий вокруг всяких «оскорбленных чувств» после панк-молебна «PR”, это только добавляет уверенности в противоположном. Да и интервью поджигателя-монархиста, попавшее в сеть, не оставляет сомнений в его мотивации.

Можно, конечно, называть его психом, но с таким же успехом можно называть психом любого террориста. От такого названия явление не исчезнет. Психи просто более чутки к радикальным идеям, но идеи эти генерируют не психи, а очень респектабельные граждане в пиджаках и рясах.

За всей этой, возможно, спровоцированной к годовщине великой и ужасной революции суетой вокруг «Матильды» маячит-таки вопрос: а как на это реагировать верующим «не психам»? Или «не совсем психам» (т.к. совсем не-психов, возможно, и нет в природе). Как относиться к тому, что рано или поздно, несмотря на мироточения бюстов и радения хоругвеносцев и прочих «СС-сороков», в культурном пространстве массово появятся матильды, тенгейзеры и прочие «последние искушения»? А в том, что они появятся – сомнений нет, похоже, даже у самых клинических мечтателей.

А придется учиться никак к этому не относиться. Не оскорбляться и не возбуждаться. Учиться не отождествлять фантазии режиссеров с объектами собственного религиозного почитания. Это, по сути, аскетическое делание, и доступно оно немногим. Большинство не может не возбуждаться от всякой околокультурной порнографии и обречено либо запасаться канистрами, либо переживать тяжелые психологические травмы от попранных чувств.

Но вот у меня вопрос: а почему я должен быть оскорбленным, если какое-то творческое дарование родит очередной шедевр, действующим лицом которого решит сделать почитаемых святых, или Кого Повыше? Если я оскорбляюсь, то этим признаю: то, что это дарование изобразило, есть именно то, во что я верю, а не плод его бурного воображения. И тогда попытка навязать мне свой вариант веры через карикатурное изображение, которое должно в моем сознании отождествиться с первообразом через имена и визуальные маркеры, – удалась?

Может быть, лучше заранее учиться верить во что нужно, а что не нужно - игнорировать, и не пытаться сделать этот мир стерильным? Все равно ведь не получится, как ни жги.

Инок Орест Простодушный,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования