Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Террористы духа и хозяйственно-воинствующее богословие. Является ли теракт в петербургском метро местью высших сил за сопротивление горожан передаче Исаакиевского собора РПЦ МП?


3 апреля, когда в петербургском метро прогремел взрыв, известный московский миссионер-«божеволец» Энтео написал в своем Твиттере: «Задумайтесь, сначала массовые богоборческие протесты против возвращения Исаакия Церкви в Питере, потом Бог попускает этот чудовищный теракт». На следующий день он подкрепил свою мысль ссылкой на церковный календарь: 4 апреля Святая Церковь чтит как раз память Исаакия Далматского. Нечто подобное вскоре повторил о. Всеволод Чаплин и некоторые другие церковные деятели. Официальных опровержений или осуждений такого подхода со стороны руководства РПЦ МП не последовало. Можно ли считать такой подхрд официальной позицией РПЦ МП по поводу терактов, а ее вероучение – заговором святых против тех, кто сопротивляется превращению Церкви из духовно-просветительской инстанции в хозяйственно-экономическую корпорацию?

3 апреля, как известно, празднуется также и память новейшего покровителя Петербурга Серафима Вырицкого, по своему первому социальному положению – купца Гостиного двора, по второму – схимонаха, спасшего, как гласит его патриархийное житие, осажденный Ленинград и затем всю Россию от фашистов. По какой-то причине святым оказались неугодны именно «богоборческие протесты», а не маятник Фуко в Исаакиевском соборе. Скоропостижную смерть сенатора Вадима Тюльпанова на следующий день, 4 апреля, тот же Энтео назидательно прокомментировал: «Сенатор Тюльпанов хочет дать депутатам право вето на передачу имущества РПЦ. Сенатор Тюльпанов поскользнулся в бане и умер». А вот, например, ровно год назад, 4 апреля 2016-го, Смольнинский суд отказался рассматривать иск православного предпринимателя С. Егорова к администрации города и губернатору Полтавченко в связи с их нежеланием в сентябре 2015 года передать все тот же Исаакиевский собор местной епархии. Вместо Смольнинского суда (да и самого губернатора) гнев святых почему-то обрушился на простых пассажиров метро: среди 13 человек погибших и более 50 пострадавших были азербайджанцы, татары, русские, дагестанцы и таджики. Если следовать логике «православного миссионера», то местные святые не рискуют связываться с теми, за кем стоят святые с афонского раёна.

Видеть в произошедшем теракте проявление обидчивости святых удобнее, чем проанализировать подлинные причины, приведшие к трагедии. Агрессивно насаждаемая в РФ «православная идеология», замешанная не столько на Евангелии, сколько на суевериях и элементах уголовной субкультуры, в конечном счете, деформирует рациональное мышление людей, в том числе и тех, кто ответственен за безопасность многомиллионного людского потока в городе с предельно усложненной инфраструктурой. Немощная система безопасности, не среагировавшая на человека с рюкзаком взрывчатки, это результат, в том числе, и разбалансированного бюджета, огромная часть которого идет на преподавание религии, коррумпированные схемы строительства и реставрации храмов РПЦ МП, оплату предметов престижного потребления церковных иерархов и продвинутых священников. Например, перед патриаршим богослужением вокруг любого храма полицейское оцепление выставляется за сутки до прибытия первоиерарха. На патриаршую службу через рамки металлоискателя просто так не пройдет и старушка со связкой ключей. Явно преувеличенные, утрированные меры безопасности вокруг персоны Патриарха РПЦ МП оправданы не только современным богословием мстительности и кровожадности высших сил, но, вероятно, и потенциально непредсказуемым поведением со стороны реальных носителей этого «богословия».

В Петербурге, где количество храмов меньше, чем в Москве, существует, видимо, какая-то своя особая религия. В день трагедии люди независимо от их национальности и вероисповедания всеобщими усилиями помогали друг другу, кто чем мог. Владельцы автопарков посылали водителей (узбеков и таджиков) на дополнительную смену, чтобы бесплатно развозить людей по домам. Автомобилисты координировали свои действия через социальные сети или просто подбирали по пути прохожих. Кто-то раздавал воду и фрукты, владельцы кафе поили вынужденных путников бесплатными напитками. Этот неожиданный гуманитарный активизм людей, сумевших без административного руководства и благословения митрополитов сорганизоваться и решить часть проблем за счет собственных ресурсов, резко контрастирует с ситуацией семилетней давности, когда 29 марта 2010 года в московском метро две террористки-смертницы взорвали бомбы. Известно, что московские таксисты тогда не только безжалостно подняли цены за проезд, но и разбивали лобовые стекла тех машин, на которых были написанные от руки таблички «довезу бесплатно». В ситуацию даже пришлось вмешаться новоначальному тогда еще Патриарху Кириллу. В экстренных выпусках новостей он персонально грозно предупредил перевозчиков: «Только что мне сказали о том, что таксисты в несколько раз увеличили цены за проезд — только потому, что люди не могут пользоваться метро. Я хочу сказать этим людям: эти деньги не пойдут вам впрок. Верните их, совершите на них добрые дела. Всякое желание нажиться на горе другого оборачивается горем». Но московских мародеров святейший окрик не остановил, поскольку они, вероятно, очень хорошо изучили тонкости православной идеологии, согласно которой жертва теракта отвечает если не за свои, то за чужие богоборческие грехи, и поэтому должна приплачивать сверху. Напомню, что причину произошедшего 12 января того же 2010 года землетрясения на Гаити, унесшего жизни трехсот тысяч человек, тот же Патриарх Кирилл усмотрел как раз «в потере морального облика» жителями этого острова».

Утрата морального облика петербуржцами свелась к тому, что они воспротивились тайному соглашению между губернатором Полтавченко и Светланой Медведевой подарить Исаакиевский собор на 70-летие Патриарху Кириллу. В этом смысле неожиданная самоорганизация горожан в день теракта вполне подходит под определение несанкционированной активности и даже богоборчества, поскольку люди, говоря казенным «церковным» языком, продолжали упорствовать в своей ереси альтруизма, гуманизма и человеколюбия. Примечательным остается еще и то обстоятельство, что стихийное волонтерское движение инициировали представители малого и среднего бизнеса (по-старорежимному - купцы и извозчики). Победа в состязании на человечность и милосердие в этот день осталась на стороне простых смертных, а не грозных святых из пантеона Энтео.

Теперь у исполнительных и законодательных властей возникнет дилемма: продолжать административно и бюджетно поддерживать известное всем Министерство любви и истины (стерпев виртуальный плевок в адрес сенатора Тюльпанова), либо взять на себя роль морального арбитра и хоть немного подкорректировать современный «символ веры» РПЦ МП, чтобы он не сильно отличался в худшую сторону от повседневного кодекса чести петербуржцев…

Выступая 9 апреля с проповедью перед детьми после детского крестного хода вокруг Исаакиевского собора, митрополит РПЦ МП Варсонофий (Судаков) обнадежил жителей города в духе хозяйственно-воинствующего богословия: «Третий урок - чаша терпения Господа не безгранична. Он много помогал народу иудейскому, охранял и благословлял его. Но после того, как иудеи отвергли Его, стали кощунствовать, наказал их. Мы знаем, что через сорок лет после евангельских событий миллионы людей будут замучены в Иерусалиме, а сто тысяч, по словам Иосифа Флавия, будут рассеяны по всему миру. Сам город, который встречал Спасителя, будет разрушен, от него останется только Стена плача, и от Иерусалимского храма ничего не останется. Вот так совершается суд Божий над кощунниками, отступниками, богоборцами. Мы должны делать то, что хочет от нас Господь. Если это храм, в него нужно приходить и молиться в нем. Особенно важно приводить детей, потому что первая ступень спасения для них - когда они переступают порог храма».

Елена Рыйгас, религиовед, ассоциированный научный сотрудник СИ РАН,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования