Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Инверсия. Критика коррупции в России – это «экстремизм». А скоро станет еще и «оскорблением чувств верующих»


Волна протестов против коррупции, прокатившаяся по крупнейшим городам России в минувшее воскресенье (по православному календарю – Неделю четвертую Великого поста), беспрецедентна. Если это заявка на «революционный» 17-й год, то она в целом удалась. И власти, и, кажется, сама немногочисленная штатная оппозиция удивлены увиденным. В одной Москве, по данным телеканала «Дождь», задержано 1 030 человек, и многие из них – несовершеннолетние. За годы «третьего срока» Путина (благо, он теперь долгий) подросло новое поколение, которое вряд ли поедет на Селигер или будет драть глотку, восклицая «Крымнаш!» Одна из неизбежных издержек бесконечного правления авторитарного лидера – смена поколения, служившего ему опорой. Похоже, Путин вышел из моды у российской молодежи. И это, помимо рекордного количества задержанных, второй индикатор беспрецедентности нового российского протеста.

Пик нынешнего «революционного» сезона в России, как известно, планируется на 5 ноября. После неизбежного летнего затишья протесты с новой силой вспыхнут в сентябре. А перед ним есть еще и август – самый загадочный и богатый на сюрпризы месяц в новейшей российской истории. Конечно, можно согласиться с проповедниками в рясах и без, повторяющими мантру: «Россия исчерпала свой лимит на революции...». Но согласие с этим лозунгом подразумевает согласие и с его оборотной стороной: «Россия исчерпала свой лимит на авторитаризм». И если вы не готовы признать последнее, то напрасно возглашать первое. Избежать революции позволяют институты, поддерживающие общественный и политический баланс сил и интересов, обеспечивающие просто какой-то минимум психологической адекватности социума. А если таких институтов нет, то недовольство, которое копится годами, а теперь уже и десятилетиями, имеет довольно взрывоопасный потенциал. Егоже 100-летний юбилей мы ныне совершаем…

Но, чтобы не увлекаться «чистой политикой», взглянем на религиозную составляющую нового протеста. Она тут представлена на разных уровнях. Самый очевидный и поверхностный – религиозные лозунги, символы и мотивация участников. Поскольку вообще лозунги были запрещены, и акции протеста в большинстве случаев носили характер простых прогулок людей по родному городу, то «видеоряд» здесь пока не очень обширный. В трансляции оппозиционных или независимых каналов из Москвы попала женщина, которая при жестком разгоне гуляющих на Пушкинской площади призывала молиться и сама громко произносила Иисусову молитву. На снимках из разных городов видны «религиозного вида» люди: с длинными бородами, в платках или даже одеяниях буддийских монахов. По сообщениям СМИ, в том числе нашего Портала, среди задержанных в Москве значатся бухгалтер Московской патриархии и сын священника РПЦ МП Христофора Хилла – несовершеннолетний подданный Великобритании. Но сказать, что "верующие на стороне протеста", конечно, исходя из этого, нельзя.

Увы, но другой уровень религиозной составляющей протеста - реакция на него официальных религиозных структур. Тут имеет место извечное столкновение российской «теории» с «практикой». В РФ вроде нет легально действующих конфессий, которые оправдывали бы воровство, причем в особо крупных размерах, превратившееся в системную коррупцию. Это ведь уголовное преступление, а невозможно зарегистировать организацию, призывающую к преступлению. Однако, «традиционные» российские конфессии потому и называются «традиционными», что некоторые «государствообразующие ценности» ставят выше "буржуазной частной морали". А в соответствии с «традицией», «взятка есть русская конституция», и если коррупция нужна, чтобы «сохранить страну» и «не допустить Майдана», тогда ради нее необходимо поступиться частно-моральным индивидуализмом. «По нужде и закону пременение бывает», - поглаживая бороду с церковнославянской многозначительностью говорит «традиционный» батюшка. «Традиционные» конфессии – одна из цементирующих скреп нынешней политической системы в России, а значит их не смутишь той «двойной моралью», которая вызывает ироническую усмешку на истах иного судьи или полицейского, которому наивный гражданин пытается читать Конституцию. Не только в светской, но и в религиозной (по крайней мере, «системной») жизни России теперь одно написано в законе (каноне), а совсем другого требуют «понятия», которые выше закона и даже несовместимы с ним. Так что «по нужде» бывает не просто «пременение», но и полное «отменение» закону.

Исходя из этого, напрашивается печальный для одних и вожделенный для других оргвывод: крупным религиозным общинам, покрывающим коррупционную систему, придется разделить ее судьбу. Невозможно быть «в политике» в тот момент, когда эта система имеет силу, и моментально оказаться «вне политики», когда система начнет рушиться. Если Патриарх РПЦ МП любит говорить всякие возвышенные фразы и переоценивать всю русскую историю, но не может хотя бы намекнуть – в дозволенных ему рамках – на безнравственность коррупции, его шансы быть моральным авторитетом очень невысоки. Он хочет иметь слишком высокий статус в этой системе, часто возвращавшей его на место, с которого дозволяется немного «юродствовать» и «критиковать», как это дозволяется «системной оппозиции», - а эти непродуменные претензии влекут за собой и соизмеримую с ними ответственность. И, судя по нынешнем высказываниям Патриарха, ответственность может оказаться для него неожиданной.

Основная «традиционная» конфессия России – особенно после появления закона об «оскорблении чувств верующих» - пытается стать винтиком репрессивной машины режима. А значит, то, что произошло в 1917 году и позже, не перестает быть для нее актуальным. Только не в смысле извлечения уроков, а в смысле ответственности за их неизвлечение. Тут будет уместным напомнить, что режим Николая II к 1917 году был существенно мягче и либеральнее нынешнего режима Владимира Путина. И, тем не менее, официальная Церковь империи испытала на себе всю силу «революционного гнева». Что же будет, если история начнет «повторяться в виде фарса»?

Виталий Воронцов,
для «Портала-Credo.Ru»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования