Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Объединение Русской Церкви не состоялось. В Париже


Сейчас, после избрания нового предстоятеля русской архиепископии Константинопольского патриархата в Западной Европе (ее еще называют "евлогианской"), можно почти наверняка утверждать, что новый "мирный план" Патриарха Алексия II по ликвидации расколов в Русской Церкви "не прошел". Архиепископом, причем с подавляющим перевесом голосов, стал фламандец Гавриил (де Вейльдер), которого поддерживают противники объединения архиепископии с Москвой.

Очевидно, что в Московской патриархии делали ставку на другого кандидата – этнически почти русского епископа Михаила (Стороженко). Однако, русских эмигрантов, ориентирующихся на ценности "первой волны" с их непременной мечтой "рано или поздно вернуться в возрожденную Россию", в архиепископии остались считанные единицы. Большинство участников выборов нового главы "евлогиан" продемонстрировало весьма трезвый и прагматичный подход к проблемам "юрисдикционной политики", выразив свое недоверие гегемонистской Москве.

Раскол между "евлогианами" и "карловчанами" (еще одним независимым от Москвы каноническим православным объединением Русского Зарубежья, к которому обратил свой призыв к единству Патриарх Алексий II) обычно понимался как раскол между "либералами" и "консерваторами". Действительно, поначалу костяк "евлогиан" составили парижские эмигранты, среди которых было гораздо больше приверженцев идеалов Февральской революции, чем монархистов. Довольно смелые богословские поиски "парижской школы" контрастировали с "охранительным богословием" РПЦЗ ("карловчан"). Русская Зарубежная Церковь, полностью разорвавшая общение с Московской патриархией и устами многих своих авторитетных иерархов заявившая о "безблагодатности" "советской церкви", была, казалось бы, безнадежно далека от объединения с Москвой. Однако, как говорится, история рассудила иначе. Сейчас именно РПЦЗ, "карловчане", ближе к объединению с "матерью-церковью", чем их либеральные оппоненты и собратья-"евлогиане".

Кажущийся парадокс этот объясняется просто. Риторика патриаршего послания действительно ориентирована на ценности эмиграции "первой волны" -- идеализацию "исторической родины", непоколебимую веру в ее неизбежное духовное возрождение, увлечение национально-церковной атрибутикой: золотыми куполами, матрешками, балалайками, колокольным звоном, блинами, куличами, храмом Христа Спасителя, наконец. Консерватизм РПЦЗ носил по преимуществу не церковно-канонический, а национально-политический характер, хотя политические идеи на некоторых этапах истории Русской Зарубежной Церкви порождали и собственно церковный, богословский, консерватизм. Однако этот консерватизм, замешанный все-таки на любви к родине и вере в ее возрождение, не выдержал испытания золотыми куполами и колокольным звоном "воскресающей Святой Руси". Очарованные внешним благолепием церковной жизни в России русские эмигранты-"карловчане" охотно закрывают глаза на "отдельные недостатки церковной жизни на родине" и не мыслят своего будущего вне единства с Московской патриархией.

Либеральные "евлогиане", среди которых этнические русские уже и не составляют большинства, оценивают ситуацию более рационально и прагматично, задавая себе вопрос: "А что, собственно, мы потерям и приобретем, объединившись с Москвой?" Они вспоминают печальный опыт такого объединения конца 40-х – начала 50-х годов прошлого века, а также свежий пример соседней Сурожской епархии РПЦ МП, которую чуть было не расколол новый епископ, назначенный из Москвы. Нынешнее каноническое положение вполне устраивает "евлогиан" -- они находятся под величественным омофором Вселенского Патриарха, который, впрочем, на них не давит, позволяя абсолютно самостоятельно избирать себе епископов и даже предстоятеля. Сами "евлогиане" считают свою архиепископию единственной частью Русской Церкви, которая живет по нормам Собора 1917-18 гг. Действительно, поменять эти соборные нормы на "вертикальный" Устав РПЦ МП 2000 года едва ли кто захочет добровольно…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования