Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Тафолатрия как Doublethink


Некогда знаменитый сирийский подвижник и святой отец Ефрем Сирин в одном из своих гимнов обрушился с весьма суровой критикой на тех людей, кто оплакивает умерших на похоронах. По мнению св. Ефрема, такие люди совершают большую ошибку, воздавая покойным то, что им не нужно, и лишая их того, в чем они действительно нуждаются – молитвы об избавлении от тяжкой кары, следующей за те грехи, что покойные вольно или невольно совершили в земной "привременной" жизни. Кабинетному исследователю такая суровость может показаться оправданной в Месопотамии конца IV в., но мало связанной с российской дествительностью начала XXI в.

Действительно, растерзания риз, громкие вопли, приглашения "плакальщиц", картинно вопиющих "и на кавож ты нас остави-и-ил, родимай?!!" – в большой степени достояние прошлой эпохи с ее трансцедентальными религиями, двоеверием (т.е. "пержитками язычества") и прочими атрибутами. Отчасти еще можно увидеть подобные картины в архаичных обществах Кавказа или Сибири.

На Руси языческие обычаи тризн и пасхальных "хожений с воем на погост" неких "жонок" не раз вызывали строгие укоризны со стороны Церкви. Например, Стоглавый Собор строго воспретил такие "вои и нои", предписав поминать усопших лишь в установленные дни и положенным образом – молитвой. "Помяни, Господи, яко Благ, рабы Своя /и елика в житии сем согрешиша, прости,/ никтоже бо без греха, токмо Ты/ могии преставленным дати покой", – так молится Церковь об усопших, переводя внимание молящегося с личности усопшего на Бога, Который единственно и может даровать покойному мир и прощение в загробном бытии.

Постсоветская религиозность, которая по меткому выражению одного острослова служит в основном для заделывания разного рода дыр в изрядно подгнившем идеологическом каркасе современного общества, полностью возвратилась к языческому "культу мертвых" (весьма, кстати, распространенному и в греко-римском язычестве), но, вместе с тем, добавила к нему и нечто новое. Это новое – всеобщее двоемыслие. Если двоеверие предполагает лишь, что человек молится христианской молитвой за умершего, а потом (на всякий случай) идет праздновать тризну на гроб или сотрясает воздух воем с причитаниями в лучших традициях дохристианской древности, то двоемыслие (их англ. doublethink – термин Дж. Оруэлла) предполагает нечто гораздо худшее – не веря ни в христианский обряд с молитвой, ни в причитания, и считая все это в лучшем случае декорацией, оставшейся от древности, а в худшем – психотерапией, такой человек спешит в христианские праздники на кладбище, чтобы "прибрать на могилке" и "помянуть умершего". Следы таких поминовений, имеющих полностью светский характер и даже с тостами "Ну, чтобы ему (ей) ТАМ было хорошо!", в изобилии обретаются на могилах большинства кладбищ после Вербного воскресения, Пасхи и "Красной горки". Ими, этими останками тризн, лакомятся бомжи, кладбищенские собачки и жирные могильные крысы.

Чтобы не вышло сатиры в духе "надо делать хорошо и не надо плохо", придется в мутный поток обличительного материала добавить осветляющей социологической приправы. Перестанет ли народ совершать "выпивон на могилах" после того, как батюшки скажут ему, что это нехорошо? Может ли современная церковная власть остановить этот процесс? Явно, что нет у нее ресурсов для этого. Что же тогда будет? А будет спокойная попытка вернуть дело к двоеверию – "пусть и гробам служат и нам за литии плотят"...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования