Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Трапеза исполнена — насладитеся вси!» Почему православные храмы пустуют на Светлой седмице?


Великий пост - самое одухотворенное время православного календаря - кончился, наступила Пасха, "Праздников Праздник и торжество торжеств", идет Светлая Седмица, и — храмы опустели… Православные, сделав над собой последние усилия на Страстной Седмице перед Пасхой, по возможности посещая последние великопостные богослужения и готовясь к встречи Воскресения Христова, теперь в большинстве своем отдыхают. Вроде бы это закономерно и законно. Но…

Вот что говорит 66-е правило VI Вселенского Собора о том, как должны верующие проводить Светлую Седмицу: "От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся". Т.е. Церковь не просто рекомендует, но заповедует специальным каноном всем верующим в первые семь дней после Пасхи как можно больше времени, а если возможно, то и непрестанно, находиться в церкви, участвовать в богослужении и причащаться Тела и Крови Христовых, — подчеркивая, что именно таким образом можно воскреснуть вместе со Христом.

Однако, именно это правило Церкви постоянно нарушается, и не просто нарушается, но сложившаяся церковная традиция порой даже учит верных поступать наперекор ему. Во многих храмах причастие на Светлой Седмице не только нежелательно, но даже запрещено. Скорее всего, если кто-то вздумает придти причаститься на Светлой Седмице, священник просто не станет его исповедывать и не допустит к причастию: пост-то кончился, причащаться надо было в пост, а теперь не положено… А как же церковное правило?..

О церковных правилах вообще как-то редко вспоминают в наш век, когда многие считают, что каноны Церкви устарели. Но здесь действуют, к сожалению, и другие причины. Правила относительно причащения нарушались в Российской Церкви уже давно, еще до революции, и можно сказать, что возникла просто некая новая "традиция", противоположная Церковному Преданию, но устойчивая, нарушать которую теперь "не следует" в значительно большей степени, чем само Церковное Предание.

И вот, храмы после Пасхи пустеют, священник выносит чашу со Святыми Дарами и говорит неизвестно кому: "Со страхом Божиим и верою приступите!" — поворачивается и уносит чашу обратно в алтарь, — и таким образом Литургия, главное церковное богослужение, превращается просто в какое-то театральное представление для весьма немногочисленных в эти дни зрителей. Большинство православных ведь предпочитают в эти дни "наслаждатися" не Святыми Тайнами, а куличами и крашенными яйцами, и призыв св. Иоанна Златоуста из его Слова на Святую Пасху: "Трапеза исполнена — насладитеся вси!" — понимается, к сожалению, не духовно, а в самом грубом и плотском смысле. Пост-то кончился, теперь и поесть, наконец-то, можно…

Татьяна Сенина, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-16 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования