Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Пасхальный призыв. Что-то общее есть в Пасхальных посланиях нынешнего года, написанных самыми разными иерархами...


В Пасхальную ночь распечатанные с разной степенью полиграфического мастерства и на разных языках традиционные пасхальные послания глав православных Церквей "материализовались" и, испытав краткий апогей в устав клириков и причетников, на лентах информационных агентств, газетных полосах и страницах журналов, превратились в архивный материал. Они явили всем, кто слушал, читал или проглядывал их, некоторое подобие индикатора того, что первоиерархи считают главным, по каким вехам ориентируется нынешняя церковная жизнь и что прогнозируется в будущем.

Глава самой крупной в мире православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вспомнил в своем слове о необходимости молитвы за весь мир. Обратившись к тем, кто празднует Пасху, Патриарх сказал, что "стремление к миру и согласию - одна из главных задач Церкви в ее отношениях со светской властью, политиками, гражданскими объединениями, людьми иных вероисповеданий и религий". Признав, что "в разных регионах мира льется кровь, гибнут мирные жители, не утихает вражда", Патриарх фактически возложил ответственность за насилие и войны на "псевдокультуру", которую проповедуют "некоторые силы" в обществе. Эту проблему можно назвать, по существу, главным препятствием для успешной церковной миссии в мире. Можно понять это так, что культура, порожденная миром помимо Церкви, есть псевдокультура насилия, ответственная за пролитие крови и культ силы в мире. Тем самым Церковь, по мысли автора патриаршего послания, выступает против "мира и яже в мире".

На проблему нищеты, лишений, преступности Патриарх тоже указывает как на препятствие для мира. Не предлагая панацеи от социальных недугов, первоиерарх РПЦ МП призывает хранить "мир в наших сердцах". Тем самым даже погибающие от нищеты могут стать "подлинными миротворцами". Народу предлагается некий "путь благотворной нравственной перемены", иначе говоря, путь интериоризации, индивидуализации христианства. Неслучайна отсылка Патриарха к "юбиляру" нынешнего года преподобному Серафиму Саровскому, который учил: "Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи".

К миру во всем мире призвал христиан в своем послании и Вселенский Патриарх Варфоломей. Обличив тех, кто пытается "доминировать в мире" (прозрачный намек на Соединенные Штаты), он вспомнил печальную судьбу всех завоевателей, которые переживали впоследствии упадок и гибель.

Традиционным для всех посланий являются темы чуда, праздника и соответствующее этому цитирование литургических текстов - тропаря Пасхи, ирмосов пасхального канона и стихир. Авторы посланий вместе со словами канона как бы переживают переход от великопостной покаянной тематики к новой, праздничной: "Вчера сраспинахся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем".

Так, митрополит РПЦЗ(В) Виталий пишет в несколько великопостных выражениях о том, что "Господь приглашает тоже на Голгофу, но на добровольную Голгофу христианского подвига поста и молитвы, терпения обид, которым мы так часто совсем для нас неожиданно подвергаемся, и, главное, безропотного несения своего креста". Призыв к исповедническому и мученическому подвигу во имя Христово слышен также и в послании митрополита Валентина, превоиерарха РПАЦ: "Издревле силы ада не могут смириться с Благой вестью о Воскресении Христовом… Им казалось, что убивая исповедников Христова Воскресения, они уничтожат саму проповедь. Но эту проповедь заглушить невозможно! Не даром говорят, что кровь мучеников – семя Церкви. Каждый новый мученик – это не поражение, а победа Церкви… Поэтому будем готовы к гонениям за веру Христову и за правду Божию и примем их с радостью и благодарностью, ибо с Голгофы простирает нам Христос венец нетленный!".

Такие эсхатологически-исповеднические нотки возникают, видимо, как отражение, с одной стороны, сложных условий существования этих Церквей, а с другой – их настроенности на исповедничество перед лицом "расхристианенного апостасийного мира". Лишь в Новом Иерусалиме, в Царствии Божием возможно, по мнению первоиерарха РПАЦ, справедливое общество: "Горе исчезнет, войны прекратятся, кровь перестанет проливаться, несправедливость упразднится, оклеветанные оправдаются, обиженные простят и все будут счастливы. Так будет устроена жизнь на "новой земле" и под "новым небом" – в Небесном Иерусалиме, в Царствии Божием".

С другой стороны, о покаянии говорит и Патриарх Сербский Павел – но в Сербии тема покаяния особенно актуальна в связи с несчастиями, обрушивающимися на эту балканскую страну вот уже около 30 лет. Патриарх Сербский также предостерег от всякого реформаторства: как в социальной жизни, так и в Церкви. Единственный, Кто может обновить все и вся, – это Христос, восставший от гроба и совоскресивший человека.

Другая важная тема пасхальных посланий – тема хранения отеческого предания. Патриарх Алексий говорит о традиции вечной пасхальной радости преп. Серафима, У митрополита Валентина говорится о "идущих исстари и заботливо переданных нам нашими отцами и дедами обычаях", которые "связывают нас с древнейшими временами бытия Церкви Христовой". По мнению, например, сербских архиереев (в отличие от лидеров прочих православных Церквей в Сербии пасхальное послание вышло от лица всего архиерейского чина) говорится: "Церковь измеряет жизнь всемогущим мерилом Христова Воскресения и осиянного им человеческого достоинства. Как таковая, она никогда не перестает обновлять каждого человека приходящего в этот мир и призывать все народы и все области и структуры человеческой жизнедеятельности к непрестанному усовершенствованию и изменению к лучшему".

Осуждая мир с его псевдо-культурой, лидеры православных Церквей призывают православных отказаться от попыток изменить мир внешними средствами, хотя эффекты греха могут быть и внешними. Причины же бедствий мира – внутри человека. По словам митр. Лавра, первоиерарха РПЦЗ(Л), "Христос страдал и Своими страданиями учит нас, что без страданий нет возможности перейти нам сию земную жизнь, эту юдоль плача и скорбей. Но после сей земной жизни, после всех страданий, наступит и наше воскресение, воскреснем и мы, как воскрес наш Спаситель". Иначе говоря, христиан призвали готовится к новым страданиям, но принять их как радость исповедничества и с надежой на грядущее всеобщее воскресение.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования