Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Неоправданная Надежда. О любви и прощении на фоне судебной расправы над апостолом украинской свободы


Неоправданная Надежда. Так я назвал бы свое эссе о жестоком приговоре украинской летчице Савченко, которой российский суд дал 22 года тюрьмы. Осужденная за преступление, которого не совершала, она должна была быть оправдана. А еще она «неоправданная» потому, что на эту мужествнную женщину возложили слишком много надежд на перемены в России...

Она и сама подпитывала эти надежды в своем последнем слове, полагая, что несправедливый приговор пробудит россиян к их собственному Майдану, который начнется с поддержки чаем и буербродами ее родственников и друзей, что придут протестовать против приговора. Майдана не случилось. Возмутилась лишь мировая общественность - в России же все степени подлости и равнодушия еще не измерены, консистенция болота еще только стремится к недосягаемой точке окончательного застоя, после коей начинается медленное возвратное движение к желанию перемен.

Надежда Савченко стала символом патриотизма и стойкости духа, Жанной д‘Арк украинского общества - но никак не российского. Сколько их было, россиянок, пострадавших от путинского режима за смелость брошенного вызова - таких как Pussy Riot, - или за элементарную порядочность - как та, что позвонила в посольство Украины, чтобы сообщить об отправке на Донбасс российской воинской части из ее города, или, наконец, как многодетная мать, приговоренная к штрафу и исправительным работам за карикатуру на Путина, замахнувшегося ножом на восток Украины. И все они были героинями лишь избранных - той тоненькой прослойки россиян, что стремительно приближается к абсолютной прозрачности, постепенно покидая страну, превращающуюся в безнадежный Мордор, населенный одними орками. Эти избранные готовы выходить за Надежду в Москве десятками тысяч на "разрешенные" акции и единицами - на заведомое винтилово.

Святость Надежды хорошо объяснил отец Яков Кротов: несмотря на то, что она - военнослужащий украинской армии, она никого не убивала, она не заключала сделку с дьяволом, и именно поэтому она страдает за всю украинскую армию. Так всегда и бывает, грехи других берет на себя невинный, в этом христианский смысл жертвы Надежды Савченко. Иисуса ведь тоже казнили за приписанные Ему политические претензии стать "царем иудейским", так же и Надежду осудили за убийство, к которому она не имела никакого отношения.

Ее службу в армии можно сравнить со службой апостола ненасилия - индуиста Махатмы Ганди - в британской армии в качестве санитара во время Первой мировой войны. Правда, и это сравнение работает не до конца. Подумайте только: Савченко была захвачена ФСБ РФ на территории независимого украинского государства, ее Родины, как раз тогда, когда она находилась на линии фронта не в качестве военнослужащего, а как доброволец, помогая своей армии безоружными способами. Это была в прямом смысле гандийская служба в армии. Но Надежде не хватило одного шага, а именно того шага, который впоследствии сделал Ганди, когда он перестал ненасильственно служить в армии и создал свою армию ненасилия.

Еще и поэтому называем ее «неоправданной» Надеждой. И хотя слишком жестоко было бы упрекать ее в том, что не держала до конца голодовку до смерти, мы все же не можем не отметить того, что нет у Савченко того уважения к врагу, которое и снискало Ганди столь массовую поддержку и внутри Индии, и во всем мире. Но моральной безупречности и религиозной наполненности не хватает не только нашей Надежде, но и нашей надежде, вере и любви не хватает мудрости, не хватает их матери Софии. Потому и продолжается конфликт между Россией и Украиной, что ни одна из сторон не преодолела в себе ненависти к противнику, все хотят жечь - кто "вату", кто "укропов".

Но оговоримся, всего этого мы, как россияне, не вправе требовать от Надежды, сидящей в российской тюрьме. Прежде всего, мы должны добиваться полного и безоговорочного освобождения ее и всех украинских узников российских тюрем - и да, смиренно признать эти тюрьмы «нашими», разделить ответственность с врагом - путинской властью, и перестать ненавидеть кого бы тотни было. Ибо только любовью и терпением побеждается всякое зло.

Феликс Шведовский,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования