Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

О нашей последней победе


Сегодня – Великая Пятница. День, которому "ужасается вся тварь, видя Богочеловека распятым на кресте". Безстрастного – страждущим, Вседовольного — томящимся, Безсмертного — смертным и умирающим в муке. Царя Славы — на древе позора. Ужасается тварь и дивится тому, как позор становится победой.

"Проклят всяк, висяй на древе", - сказано было в Ветхом Законе. Нет смерти более позорной и мучительной, чем распятие, считали "просвещенные" римляне. "Сим побеждай!" — услышал некогда римский царь Константин небесный голос, узрев светоносное знамение креста на небе. С тех пор и навеки для каждого христианина крест - символ победы, той последней победы, которая превозмогает любое поражение. Победы, одержанной Богочеловеком на Кресте. Победы, одержанной вечным смыслом истории над её греховной бессмыслицей.

Историю человечества принято скептически называть цепью страданий, ошибок и преступлений, отказывая ей в высшем смысле. В каком-то отношении это справедливо. И в самом деле — сколько бы величественной ни была вавилонская башня тех или иных грандиозных человеческих проектов, она все равно основывается на костях, политых слезами, и никогда не достигает своей вершиной Неба. Ради чего слезы и страдания, почему преступления и грехи, если в мире нет ничего стоившего этих слез, если все прах и тлен?

Чудом Голгофы, торжеством Креста, этот исторический скептимцизм для верующего сердца отменяется раз и навсегда. Любая слезинка ребенка, любое страдание отныне утешены, любой грех превозможен и искуплен. Сколько бы ни ругали митрополита Антония (Храповицкого) за его "нравственную теорию искупления", под всеми возможными богословскими погрешностями в ней скрывается одна верная мысль. В Своем искупительном подвиге страждущий Богочеловек искупил не человечество как абстрактную "сумму индивидов", а каждого человека в отдельности. В общении свойств двух природ Божество открывало судьбу, грех и страдание каждого из бесчисленных прошлых и будущих людей, сострадающее Человечество находило для каждого свое исцеляющее лекарство, свое искупление, а Божество облекало это найденное искупительное лекарство в благодатную силу. Крест был крестом за всех и для всех, и для каждого конкретно. А потому – в нем и на нем — победа каждого из человеков, одержанная для него Христом.

Смысл жизни христиан заключен в Кресте. Смысл этот в святости, в обожении человека, как в исполнении завета Божия. Однако святость невозможна, немыслима без Креста, как ворот к ней. Крест не нужен был бы без святости, без достижения с его помощью этой цели человеческой жизни. Посему история человечества, как история обретения святости, именно Крестом и с Крестом обретает смысл. Причем, опять же, не "вообще", а в каждом конкретном своем проявлении, в каждом конкретном своем элементе. Когда, например, мы говорим о Святой Руси, то для одних это поэтический образ, метафора, для других — маловнятное оправдание царящих порой у нас мерзостей ссылкой на общую святость "русского строя". Мало кто, увы, желает видеть в этом грандиозную задачу, грандиозный проект нашей исторической жизни. Святая Русь — это Русь святых, священных "богочеловеков по благодати" — от Владимира и Ольги и до сонма Новомучеников российских. Это Русь тех, кто живет в Боге и с Богом. Можно только подивиться священному дерзновению наших предков, поставивших перед собой грандиозную задачу, — не похваляться своей "избранностью", не говорить с безответственностью, что "мы Божьи", а просто внести Русь в Царство Божие на своих плечах, открыв смысл ее исторического существования.

И для любого другого, и для всех открыт свой собственный смысл, своя судьба - судьба, которая, не будь священной муки распятия, священного подвига сострадания, священного истощания смерти, так и осталась бы бессмыслицей. Слово Крестное проповедаться будет до последнего дня земной истории теми, в ком живет Христос — святыми. Христос Сам сошел во ад и проповедал там Свое Слово тем, кто заключен был там от первых дней истории. Тем самым весь горизонт нашего существования был охвачен крестом. Вся история обрела свой смысл. Отныне даже в самых отдаленных, в самых пыльных своих уголках она более не является "цепью ошибок и преступлений".

В этом и состоит последняя победа Христа и христиан.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования