Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Деклерикализация-20.15. Уходящий год закрепил моду на деклерикализацию в России


Представить себе эти сочетания всего год назад не мог даже самый смелый аналитик. Одно событие уходящего года органично вытекало из другого, вызывая к жизни на очередном этапе совершенно новые смыслы и вовлекая ещё большее число непосредственных участников -  симпатизантов антиклерикальных общественных инициатив. Участие новых групп в процессе обсуждения околорелигиозной проблематики, - которая затрагивает и политику государства российского, и мир человеческой повседневности, - сопровождался в лагере конфессиональных клерикализаторов даже карнавальной сменой привычных одежд и ролей (казус Чаплина). Впрочем, клерикализаторство в РФ - явление сугубо верхушечное и в строго церковном, и в государственном исполнении. Так уж устроен современный  российский социум, что клерикализация в нём неотделима от чиновничьих инициатив, обществу здесь отводится лишь роль проводника в жизнь «генеральной линии». 

А, между тем, в российском обществе происходят события, без преувеличения, поворотные.

Символом сопротивления общества уверенной поступи «титульной церкви» стало название крошечного столичного парка Торфянка. Экономической смычке интересов крупного строительного бизнеса с господствующей деноминацией простые люди, у которых программа РПЦ МП по возведению церквей так называемой «шаговой доступности» отнимает последние клочки публичного пространства,  противопоставили гражданскую солидарность. Эхо Торфянки прокатилось летом-осенью по всей России. Вот лишь самый краткий  перечень наиболее известных адресов вне охваченной общей волной антихрамостроевских протестов Москвы: Питер – Малиновка, Воронеж - Южный парк, Саратов – сквер Заводского района, Томск – микрорайон Заречный (на месте, где по плану должна быть школа), Барнаул – Нагорный парк. 

Горожане, то есть средний класс, встали на защиту своих законных интересов и прав, власти же проявили явную растерянность: протестные взаимодействия на почве непосредственных устойчивых межличностных (соседских) контактов не имели ничто общего с пониманием сильными «русского мира» технологий «оранжево-болотного» возмущения с помощью соцсетей, блогеров и прочих «хомячков-грантоедов». На поверку вышло, что появление очагов протеста предшествовало их интернет-огласке. Оформление протеста в сетях означало лишь привлечение внимания потенциальных сторонников, медиа-сообщества и властей к существующей проблеме, но не наоборот.

Патриархия и её епархии на местах тоже не остались в стороне: в конце концов, это их будущие объекты, так что в случае молчания можно было оказаться совсем уж непонятыми партнёрами-спонсорами проекта. Искали объяснения недолго – и не нашли ничего лучше и надёжнее, чем  растиражировать конспирологическую идею о подстрекательстве «простодушного» народа к бунту со стороны неназываемых поимённо орд злокозненных «сектантов». Однако, отсыл к «сектантским следам» вкупе с непосредственным участием в противостоянии населению патриархийных радикалов, - что у забора на Торфянке, что во время юбилейного праздника «Серебряного дождя» в Петровском парке, - возымели противоположный эффект. Типично сектантское поведение, которое ассоциируется для секулярных в своём подавляющем большинстве россиян, с зацикленностью на эсхатологизме, чувстве превосходства, эмоционально окрашенных, а временами и экстатических, формах поведения (уроки антикультизма по версии «титульной церкви», надо сказать, не прошли даром), принесли свои плоды, на которые сеятели явно не рассчитывали.

На этом фоне патриархия стремилась охватить ОПК/ОРКСЭ все возрастные группы школьников, - здесь своеобразным ответом можно считать «вежливый отказ» министра образования Ливанова, заявившего об обязательном введении с 5-го класса второго иностранного языка. Да и на местах, что показали цифры, озвученные Екатеринбургской митрополией РПЦ МП, большинство «православных по рождению» отнюдь не проявляет рвения к изучению их детьми и внуками «родной веры».

Параллельно ширившимся храмостроительным конфликтам в Питере вспыхнул музейно-церковный о бенефициарии сборов с Исакия. Городские власти категорически не устроила схема, молчаливо присутствующая в федеральном реституционном законе: расходы на содержание памятника мирового значения из госказны, доход от туристов - в церковную «кружку». Фактически был создан прецедент приостановки субъектом Федерации действия общероссийского закона. Показательна в истории с Исакием позиция прежде известного в качестве покровителя многих пропатриархийных инициатив губернатора Георгия Полтавченко. Нельзя и оставить без внимания его вмешательство в конфликт вокруг парка Малиновка - кстати, один из очень немногих случаев, когда власть безоговорочно пошла на уступку населению.   

В давних конфликтах РПЦ МП с цехом искусства - в первую очередь с космополитичными приверженцами современных форм - открыто проявился провокативный момент, который стал совершенно сознательно  использоваться и православно-патриархийных радикалами. Здесь и выставочный демарш-погром, устроенный Энтео со товарищи в московском Манеже, и уничтожение барельефа Мефистофеля на Лахтинской улице Северной столицы.

Остающиеся безнаказанными вандальные по своей сути перформансы наоборот от последователей «титульной церкви» становятся обыденностью, что тоже не прибавляет авторитета РПЦ МП в светском сегменте общества.

Маятник общественных настроений совершил ход на сторону деклерикализации, чего уже не скрыть посредством фигуры умолчания в новостях и ток-шоу ведущих телеканалов с тщательно подобранным составом участников. Замалчивай – не замалчивай, но если событие само идёт к вам во двор, в соседний парк, на театральные подмостки, в выставочные залы, мастерские, на съёмочные площадки... При всей  разноплановости оснований для вмешательства в творческий ли процесс, в частную ли жизнь, в общественные ли отношения в целом, они формируют общее настроение  недовольства клерикальным проектом в его нынешнем российском исполнении, что не может не определить облик будущих социальных конфликтов, в том числе наступающего года. Социумы, живущие вне публичной политики (или в её усечённом варианте), оказываются  обречены на политизацию иных форм общественной жизни: в советское время такую роль выполняли литература, театр, кинематограф, сейчас к ним прибавится религия, если быть совсем точными, - неприятие её официальных проявлений. 

Михаил Жеребятьев,
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования