Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Понеслась! Возглавит ли протоиерей Всеволод Чаплин церковную оппозицию в России?


Сначала насладимся величием открывшейся панорамы. Патриарх Кирилл (Гундяев) и Синод РПЦ МП отправляют в отставку многолетнего (и единственного за всю историю) руководителя Отдела по взаимодействию Церкви и общества. Отдела, созданного в 2009 году, при начале нынешнего патриаршества, в качестве ключевого звена «нового позиционирования» РПЦ МП для реализации «императивов Патриарха». Императивы состояли, главным образом, в доведении «до совершенства» идеи симфонического двоевластия, то есть провозглашения Патриарха соправителем Путина. Увольнением Чаплина и роспуском ОВЦО признается полный крах «нового позиционирования», которым о. Чаплин занимался почти 7 лет. Весьма деликатные функции взаимодействия с миром большой политики передаются от яркого и скандального Чаплина невыразительному и гламурному Легойде.

И – в довершение картины – о. Всеволод моментально выступает с обличениями Патриарха, вообще всей сервильной системы Московской патриархии, говорит о ее позорном сращивании с коррумпированным чиновничеством и об отсутствии в РПЦ МП какой-либо коллегиальности (или, на церковном сленге, соборности). Еще полшага – и он скажет, что РПЦ МП вообще не Церковь…

Понятна некоторая растерянность масс-медиа. Если между Патриархом и его ключевым спикером действительно существовали глубокие идейные противоречия, то отставка должна была произойти гораздо раньше. Ведь степень скандальности и провокационности высказываний о. Всеволода не сильно возрастала в течение последних лет. Он оставался верен тональности, взятой им еще в 2009 году, лишь слегка адаптируя текст к текущей политической ситуации. И всегда казалось, что Патриарху это нравится, что устами Чаплина он озвучивает то, о чем самому сказать неудобно или неприлично. Это, если угодно, роль королевского шута, весьма востребованная любой авторитарной системой. Такую роль при Путине, например, успешно исполняет Владимир Жириновский. Ведь если Чаплин и перегибал палку, то всегда лишь «в интересах Родины», против всяческого либерализма, пацифизма, гуманизма и прочих западных ценностей. Иногда апробированное Чаплиным вскоре высказывал и Патриарх, что укрепляло ощущение незыблемой прочности их союза.

Принять реальность глубоких идейных разногласий Кирилла и Чаплина сразу невозможно, поэтому большинство СМИ ухватилось за «спасительную версию» о «МакДональдсе». Дескать, Чаплин вынудил себя уволить за то, что в разгар новой холодной войны позволил себе отужинать в американском ресторане, где был застигнут врасплох блогерами. Ведь если отбросить эту версию, то придется признать одно из двух: либо Патриарх осуждает ультрапатриотическую ксенофобскую риторику Чаплина и переходит на рельсы "просвещенного патриотизма" a la Медведев, либо Чаплин сознательно провоцировал все это время Патриарха, втайне лелея горделивую мечту возглавить церковную оппозицию. А место лидера церковной оппозиции дорогого стоит, если признавать неизбежность распада нынешней политической системы РФ и связанного с ним распада Московской патриархии на «осколки».

Кто-то предположит: Чаплин не думает «так далеко», не мыслит стратегически, а действует под влиянием типично российского мотива «Я устал, я ухожу…». Зная характер и пристрастия о. Всеволода, в общем-то, можно найти почву для подобных предположений. Но они совершенно не подкрепляются воинственной риторикой, звучащей в его первых комментариях на свою отставку. Вслушаемся в эту риторику еще раз: «Тональность в отношениях с государством, которую все больше принимает Церковь, неправильна, нам нужно больше выступать критически по отношению к безнравственным и несправедливым действиям власти, нам нужно более прямо говорить с обществом... Нам вообще нужно говорить пророчески, а не оглядываться каждый раз на то, кто что подумает и скажет, и не бояться поссориться с сильными мира сего... Надо прежде всего обратить внимание на огромное количество безгласной челяди, которая окружает Его святейшество... Никто не отнимет у меня моей позиции, моего голоса, моего права спорить с кем угодно, будь то патриарх, высокие государственные чины или общественно-медийные авторитеты. Буду теперь это делать в полный голос... В этой ситуации лучше сказать правду, чем бесконечно ждать каких-то благ". Дух Савонаролы целиком овладел Чаплиным, когда он давал интервью оппозиционному телеканалу “Дождь”, где, вероятно, он теперь станет частым и желанным гостем: “Его святейшество думает, что в Церкви должен звучать только его голос. Но это больше никогда не будет так... Сейчас проводится попытка исключить в Церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться. Но никто не отнимет у меня мой голос и мою позицию... Церковь не должна улыбаться и обниматься с людьми, которые хорошо известны как коррупционеры... Сегодня власть не у того, кто может кого-то назначить или уволить, а у того, кто влияет на общество прямым способом».

Это прямой вызов Патриарху (да и, в некоторой мере, Путину). Более жесткий и решительный, чем интеллигентные рассуждения бывшего редактора “Журнала Московской патриархии” Сергея Чапнина, уволенного неделей ранее. Хотя, конечно, и менее тонкий вызов. Но тысячи обиженных священников, задушенных поборами патриархии и самодурством местных епископов, безгласные миряне, которые должны лишь без конца «жертвовать на церковь» и не смеют противостоять беззакониям иерархии, да и вообще весь российский народ, генетически склонный к радикализму, ждут именно жесткого и решительного лидера. Брутального как Чаплин. Даже Кураеву с его «голубым лобби» не хватает напора. Если Чапнин лишь намекает, что “после Нового года” предпримет какие-то “новые проекты”, а Кураев устало постит в Фейсбуке однотипные рассказы про «голубизну», то Чаплин формулирует свою предвыборную программу. Почему предвыборную? Потому что - напомним - именно здесь и сейчас начинается борьба за пост лидера церковной оппозиции, ключевого для той эпохи распада авторитаризма, на пороге которой стоит Россия.

Программа Чаплина состоит пока из двух пунктов, к которым можно свести приведенные выше цитаты. Первое. Борьба с коррумпированной властью: Церковь должна не поддерживать ее и улыбаться, позируя под ручку с жуликами и ворами, а пророчески обличать их (поднимая, стало быть, народ на борьбу). (Оговорка насчет Украины в интервью о. Всеволода «Интерфаксу» погоды не делает - теперь понятно, что и там власть удерживают коррупционеры, и Третий Майдан в обозримой перспективе вполне вероятен.) Второе. Борьба с узурпацией власти в Церкви Кириллом: восставшему духовенству и мирянам больше не нужны подачки с патриаршего стола, а патриаршей «безгласной челяди» больше никто не верит. «Сегодня власть не у того, кто может кого-то назначить или уволить, а у того, кто влияет на общество прямым способом». Ведь это Чаплин прямо говорит о том, что Кирилл больше «не при делах» и его увольнения ничего не значат, а власть переходит к лидеру восставших - к «тому, кто влияет на общество прямым способом». По сути, программа Чаплина - это призыв к революции в государстве и в РПЦ МП, сопровождаемый утверждением, что она, революция, уже началась.

Звучит захватывающе, но не блефует ли он? Действительно ли есть у Чаплина возможность «влиять на общество прямым способом»? Каковы инструменты этого влияния? Не вскружили ли ему голову слишком частое хождение в кремлевские кабинеты и на парламентские трибуны, слишком заискивающие взгляды «системных» политиков?..

Проблема состоит в том, что при огромном протестном потенциале в современной России весьма затруднена организация, институциализация протестного движения. Как в светском обществе, так и в РПЦ МП. Публичное пространство очень жестко контролируется репрессивной (именуется также правоохранительной) системой, и любые попытки «что-то организовать» так же жестко пресекаются. Конечно, в Церкви их пресекать труднее, чем в государстве, - здесь все держится на тесной спайке с Кремлем и на экономическом всевластии епископата. Правда, существует немало симптомов того, что эта спайка ослабевает, и Кремль начинает подозревать, что нынешний Патриарх доставляет ему больше проблем, чем пользы. Епископат тоже не столь монолитен, как кажется. Если Чаплин знает об этом немного больше, чем мы с вами, то его расчет может оказаться вполне точным. Либо он идет на некоторый риск, ожидая в ближайшее время значительного ускорения социально-политических процессов на фоне ужесточения экономического кризиса в РФ. А ведь действительно, нет особых причин ожидать, что этот кризис «рассосется» чудесным образом.

Вторая большая проблема: возможна ли в современной РФ и, в том числе, в РПЦ МП серьезная оппозиция справа? С одной стороны, официальная пропаганда, в том числе церковная, полностью приватизировала ультраправую риторику и разве что совсем уж маргинальные ее формы преследуются как экстремизм. Частью этой официальной пропаганды, причем довольно радикальной, был и сам протоиерей Чаплин, провозглашавший «священные войны» и благословлявший использование ядерного оружия. Российской оппозиции затруднительно выступать против власти под националистическими, ксенофобскими и изоляционистскими лозунгами. Вместе с тем, преступления режима направлены против очевидных гражданских и экономических свобод, что вольно или невольно вынуждает борцов с этим режимом выступать с позиций защиты таких свобод - то есть с позиций, именуемых пропагандой режима «либеральными». Вспомним два пункта программы Чаплина: обличение коррумпированной власти и возрождение соборности (читай: демократии) в Церкви. Чем не «либеральная» программа? Но условным церковным «либералам» трудно принять Чаплина после всей его погромной риторики, которой он шокировал публику многие годы, а условным церковным «консерваторам» не менее трудно принять новые «либеральные» лозунги Чаплина. Вокруг него может объединиться не столько идейно зашоренная, сколько прагматическая церковная оппозиция - то есть часть епископата и масса духовенства, недовольные поборами и причудами Патриарха и мечтающие о демонтаже Московской патриархии как сверхцентрализованной авторитарной структуры.

Как бы то ни было, увольнение Чаплина возвращает в нашу жизнь Большую церковную политику, какой не было уже с начала 2000-х гг. А в нынешних условиях Большая церковная политика - это способ встрепенуться, стряхнуть с себя кадильную пыль и подумать, в чем состоит миссия христиан в мире и как надо искать Истинную Церковь среди всех этих «духовных скреп» и «свечных заводиков». Это и есть то, что Чаплин называет «пророческим служением». И уже за это надо выразить Высоким Противоборствующим Сторонам свою христианскую благодарность.

Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования