Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Весь вечер на Манеже. Энтео, громко стреляющий из пушки по воробьям: политтехнология или религиозный декаданс?


«Православный акционист» Дмитрий Цорионов, именующий себя Энтео, - лицо не новое на сцене церковно-общественной жизни России. Когда-то он вызывал живой интерес, споры, возмущения и восторги. Сейчас Энтео потолстел, оброс бородой, обрел вполне клерикальный вид вместо прежнего гламурного. Его акции, происходящие с периодичностью раз в три месяца, уже не шокируют, но заставляют ворчать и – все еще - возмущаться. Правда, уже никого не приводят в восторг. Теперь это привычная часть российского политического ландшафта.

Начинал Энтео в рамках «миссионерского императива патриарха Кирилла», когда и сам Кирилл выходил на стадионы и собирал молодежные «крестные хода». Теперь Кирилл на стадионы не выходит, и молодежи, обращенной в результате проповеди Энтео, не видно. Российское общество не прекращает морально деградировать, и поддержка войны в стране, традиционно «боровшейся за мир», тому яркое подтверждение. Думается, секрет неуспеха миссии Энтео в его «богословии», которое сводится к основному догмату (собственно, он и толкает Цорионова громить выставки и срывать спектакли): Бог беспомощен, беззащитен, Его всякий норовит оскорбить и обидеть, Он нуждается в том, чтобы Его защищали люди, которые сильны и решительны. Да, когда-то Бог был Творцом неба и земли, но потом, став человеком, впал в немощь и, так сказать, во власть людей. И люди пошли над Ним глумиться-издеваться. Такой крайний Кеносис… Позавчера девушка-энтейка на ступенях Манежа держала характерный плакат: «Не позволим оскорблять Бога, который создал Манеж и всю Вселенную». Согласитесь, есть какой-то внутренний надлом в таком «богословии», и какая-то утонченная гордыня: это мы защищаем Бога, Который Сам за Себя постоять не может. Если доблесть защитить ребенка или слабую девушку, то кольми паче – защитить Бога, Творца неба и земли, Который умалился и ослаб. Я могу понять, чем такое «богословие» вдохновляет самих погромщиков, но так же могу понять, чем оно не привлекает объектов их миссионерских усилий…

Хоть Бог Энтео беззащитен и постоянно подвергается оскорблениям, которые Его обижают, вера в такого Бога должна быть «радикальной» - «радикальным христианством». Так говорит Заратустра, то есть Энтео (для русского уха оба этих ника звучат одинаково дико). Христианство на самом деле радикально: Пилат по наущению Священного Синода своего времени осудил Иисуса за попытку увести покоренный римлянами народ в иное Царство не от мира сего, то есть освободить его от эксклюзивной лояльности власти. Христос время от времени совершал поступки – и они описаны в Евангелии, - за которые по законодательству РФ Его следует привлечь к административной и уголовной ответственности. Чего стоит один лишь разгон торгующих в Иерусалимском Храме, когда были «оскорблены чувства верующих», звучали «призывы к социальной и религиозной розни», был нанесен значительный ущерб имуществу граждан, а также нарушен общественный порядок. За подобные действия – только в более мягкой, песенно-танцевальной, форме – участницы группы «Pussy Riot» получили 2 года тюрьмы (они, напомню, разоблачили, «десакрализовали» ХХС как место бизнес- и политической торговли). И если бы Евангелие было написано не так давно и ему бы не покровительствовал В.В. Путин, то, несомненно, «радикальная» книга, описывающая массу противоправных действий и возбуждающая «религиозный экстремизм», была бы запрещена и внесена в Федеральный список экстремистских материалов. (Между прочим, не так давно, еще при жизни нынешнего поколения, в нашей же стране почти так оно и было.)

Но «радикальное христианство» Энтео – это не радикальное христианство Евангелия. Его никто не задерживает на месте преступления, не дает ему «двушечку», не объявляет «врагом Кесаря» и не распинает на кресте. Наоборот, его побаиваются. Даже фраза «Вы хотите загнать нас в катакомбы», звучащая из уст девушки Энтео, вызывает испуг у сотрудницы Манежа. В чем секрет этого страха, в чем «радикальность» Энтео? А ровно в том же, в чем «радикальность» движений «Антимайдан», «Сорок сороков», протоиерея Всеволода Чаплина и Кирилла Фролова. В «соработничестве» (извините за фирменное патриархийное слово!) с репрессивной машиной авторитарного государства, которое отчаянно эксплуатирует в своей пропаганде идеи шовинизма, изоляционизма, ксенофобии, объявленные «консервативными и патриотическими ценностями». Но попробуй адресовать евангельское обличение самой этой власти – узнаешь, где раки зимуют. Если нынешняя российская пропаганда эксплуатирует низменные, греховные страсти людей – ненависть, обиду, злобу, самопревозношение, имперские комплексы, грубость, вандализм, то «радикальное христианство» облагораживает сердце человека, приобщая его – через веру, самоотречение, аскетическую твердость и смирение – к высшей добродетели – любви. В том числе и особенно – к своим врагам. Власть объявила врагами американцев, украинцев и «пятую колонну»? Что было бы с Энтео, если бы он вышел на ту же Манежную площадь с акцией любви к американцам, украинцам и «пятой колонне»? А если бы он еще и на практике последовал этой любви? Нет, «радикальное христианство» Энтео – в фарватере тех «ценностей», которые насаждает теперь российская пропаганда. А потому такое «христианство» для власти Кесаря свое, угодное ему.

В православной среде главным предметом спора вокруг личности Энтео стало выяснение вопроса о том, искренне ли он занимается всем своим «акционизмом», или «на заказ» и «за деньги». А ведь действительно, странно, что при всем своем радикализме Энтео за много лет не обратил никакого внимания на те вызовы, которые бросает обществу, особенно – церковному, сама Московская патриархия. Может ли искренний человек, если он не «в системе», не обратить внимания на эти вызовы? Судите сами. Энтео – противник гомосексуализма и – особенно – его пропаганды среди молодежи. Почему его не беспокоит происходящее в некоторых духовных школах, монастырях и епархиях РПЦ МП, жертвы которых годами не могут добиться справедливости в правоохранительных органах? Почему он не видит угрозы для Православия в деятельности и репутации некоторых архиереев, про которых в Церкви знают все? Почему его «не трогают» разоблачения Андрея Кураева? Энтео – противник кощунственного изображения Христа. Почему, в таком случае, его не оскорбляет хула основателя РПЦ МП митрополита Сергия (Страгородского) на мучеников Христовых, которых Сергий называл политическими преступниками? Разве это не хула на Христа, прославленного в Своих мучениках? Почему Энтео не задевает благословение именем и образом Христовыми братоубийственной войны в православной стране, награждение иконами и медалями с образами Христа жуликов и воров-коррупционеров, «церковная» симфония с антинародной и преступной властью? Энтео борется с нравственной деградацией общества, но его «не колышет» уничтожение властями священного дара Божия – пищи, закрытие школ и больниц по всей России, тотальные взяточничество и ложь, неправедное насилие по отношению к политическим и религиозным «несогласным», включая самих же православных, единственная вина которых в том, что они не в Московской патриархии.

Нет, ребята, если это все его не волнует, а волнует его лишь какая-то «тарелка из Икеи», которую его «банда» картинно разбивает перед камерами, это чистый пиар. Ни к религии, ни к консервативным ценностям, ни к правде как таковой это отношения не имеет. И пока деятельность Энтео протекает в таком формате, никаких шансов пострадать за веру у него нет. Неслучайно ведь его даже не задерживает полиция – даже под камеры, даже «чисто для пиара»… Энтео выкатывает на сцену огромную позолоченную пушку с надписью «Христианство» и стреляет из нее не по подлинным врагам Христа, а по воробьям, на потеху публике. Ясно, что проповеди христианства и укреплению нравственности в нашей стране эти картинные выстрелы на Манеже никак не способствуют.

В фокусе внимания Цорионова – культурные институты: музеи, театры, выставочные залы. Сотрудники Манежа предупреждают: в следующий раз он придет в «Третьяковку». Вероятно, задача, поставленная перед всей этой «политтехнологией», состоит в том, чтобы «обезвредить» культурный протест против РПЦ МП, то есть разоблачение нынешней господствующей псевдоцерковности средствами культуры. «Обезвредить», прежде всего, с помощью страха, на который работает и вся мощь российского «антиэкстремистского» законодательства «по защите чувств верующих». Может, слово «культура» и смешно звучит в определенных российских кругах, требующих больше крови и войны, но именно «шестидесятники» подточили основы безбожного советского строя. И именно на произведения «шестидесятников» напал в Манеже Энтео, чем несомненно заслужил благосклонность того (или тех), кто льет скупую чекистскую слезу по «величайшей геополитической катастрофе ХХ века».

Александр Солдатов,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования