Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Прицепы и автофургоны.
Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Перед исходом. О намерении покинуть церковный отсек "русского мира" заявляет духовенство Беларуси


Проблема пришла откуда не ждали - из недавно еще полностью контролируемой Москвой Беларуси. Это официально независимое государство на волне ностальгической советской риторики Александра Лукашенко еще в 1997 году образовало "Союзное государство" с Россией. Речь тогда, а потом и при Путине, шла о полной "реинтеграции" двух стран, включая общие валюту, гражданство и армию.

Однако "хитрый батька", как называют "последнего диктатора Европы" в России, сумел притормозить "реинтеграционные" процессы - так, что Москва взяла на себя некоторые экономические расходы Беларуси, а Лукашенко сохранил за собой политический контроль над страной. Сложилась своеобразная, внутренне противоречивая модель полусуверенитета, которая, конечно, иногда давала сбои, выплескивавшиеся на экраны российских телеканалов в виду шокирующих разоблачений Лукашенко. Впрочем, разоблачения вскоре забывались, и российская публика вновь погружалась в благостное переживание своих братских чувств к белорусскому народу.

Все резко изменилось в переломном для новейшей истории России 2014 году. Каким бы ни был Лукашенко "последним диктатором", но нового путинского "собирания империи" в форме аннексии Крыма и дикой "гибридной" войны на востоке Украины, обернувшихся международной изоляцией и экономическим коллапсом, он переварить не смог. Лукашенко, напомним, юридически не признал присоединения Крыма к РФ, высказал опасения, что РФ может напасть на Беларусь и инициировал "Минский процесс", направленный на прекращение фактического российского вторжения в Донецкую и Луганскую области Украины. Москва привычно пригрозила "батьке" отключением от трубы и ввела de facto таможенный контроль на границе Беларуси, чтобы не дать Лукашенко нажиться на взаимных российско-европейских санкциях (то есть чтобы не дать ввозить в Россию европейские товары под видом белорусских).

Просим у читателей прощения за эту затянувшуюся преамбулу, напрочь лишенную религиозной составляющей. Эта преамбула нужна для того, чтобы обозначить контекст, в котором прозвучало сенсационное заявление главы Белорусского экзархата Московского патриархата митрополита Павла (Пономарева) 16 декабря, на собрании духовенства вновь образованной Минской митрополии этого экзархата (эта первая в Беларуси митрополия состоит из 4 епархий). Напомним суть заявления: "Смотрите – в Эстонии два епископа – самоуправляемая церковь, в Латвии два епископа – самоуправляемая, в Молдове пять епископов – самоуправляемая, у нас 16 епископов – мы не самоуправляемая… Где-то даже обидно становится… Здесь уже честь Белорусской Православной Церкви. Сегодня Русская Православная Церковь, которая находится территориально в границах Российской Федерации, это, сами понимаете, мощная церковь, Украинская Православная Церковь - тоже мощная Церковь, а третья-то идет – Белорусская!"

Действительно, Белорусская Церковь Московского патриархата (внутри России ее предпочитают называть экзархатом) гораздо крупнее по всем параметрам, чем, скажем, автономные Японская и Китайская или самоуправляемые Эстонская и Латвийская Церкви того же Московского патриархата. Более того, в отличие от стран, где действуют эти четыре Церкви, абсолютное большинство населения Беларуси называет себя православным. И в этом отношении социологическое положение Белорусской Церкви ничем не отличается от положения Украинской и Молдавской (в составе Московского патриархата), однако те имеют гораздо более самостоятельный статус в делах своего внутреннего церковного управления.

Социологическое положение не отличается, а вот церковно-политическое отличается весьма сильно. Заигрывание президента Лукашенко с советскими фантомами своих избирателей, породившее странный полусуверенный статус Беларуси, никак не предполагало создания в стране независимой национальной Церкви. Да и сам Лукашенко до поры до времени не придавал особого значения "религиозному фактору", называя себя "православным атеистом" (и считая таковым свой электорат). Кроме того, белорусский национализм, тянущий страну в Европу и подразумевающий свержение диктатора, воспринимался Лукашенко как большая опасность, чем полуколониальная зависимость от Москвы. И в этом отношении скромный Белорусский экзархат был адекватным выражением верноподданнических чувств к Москве, окрашенных в сакральные церковные тона (как бы "Бог благословляет нам быть вместе с Москвой").

Теперь же по всему видно, что даже лукашенковская Беларусь не готова взять на себя крест международной изоляции России, риторика Лукашенко становится все более недружественной в отношении Москвы, он пытается на фоне провала восточного соседа понравиться Западу. Простите за банальность, но в Беларуси именно этот фактор определяет вектор церковной политики. Если в Украине, Молдове и Эстонии у структур Московского патриархата есть мощные церковные конкуренты (соответственно - это УПЦ КП, Румынский патриархат и Эстонская Апостольская Церковь Константинопольского патриархата), то в Беларуси у этих структур есть только опора на светскую власть. Скромные попытки возродить Белорусскую Автокефальную Церковь или вспомнить о Киевской митрополии Константинопольского патриархата, в которую исторически входила территория нынешней Беларуси, были на корню задавлены еще в 1990-е гг. Многим белорусским оппозиционерам попытки возродить по-настоящему национальное государство стоили жизни. Поэтому всерьез говорить о какой-то "националистической" подоплеке нынешнего демарша белорусского духовенства не приходится - эту подоплеку, и то с трудом, можно усмотреть лишь в бурных аплодисментах, которыми была встречена инициатива митрополита Павла. Но сам митрополит - совершенно чужой для Беларуси человек, назначенный в Минск только год назад, не знающий ни белорусского языка, ни национальной церковной культуры, - опирался исключительно на "государственный патриотизм" Лукашенко, лишенный национального белорусского колорита. Но и это не лишает его поступок определенной доли мужества. 

Трудно допустить, что идею предоставления Белорусскому экзархату статуса самоуправляемой Церкви мог бы одобрить нынешний Патриарх-централизатор Кирилл (Гундяев). А митрополит Павел - его выдвиженец, выходец из структур ОВЦС МП. Столь демонстративная лояльность своей новой родине, да еще и в условиях обострения ее отношений с РФ, представляет для него определенный риск. Но, видимо, митрополит Павел поверил, что президент Лукашенко его не сдаст (если что, и с Константинополем договорится) и популярность среди белорусского духовенства, которой так не хватало "варягу", теперь обеспечена.

В своей исторической речи митрополит Павел сделал немыслимый в условиях современной МП демократический жест: призвал духовенство писать письма и обращения в патриархию, чтобы движение за церковную самостоятельность Беларуси стало общенародным, а не каким-то "верхушечным". Безусловно, особого рода риск состоит в том, что самостоятельная Белорусская Церковь оказывается весьма несамостоятельной в отношениях с остающимся диктаторским местным режимом. Ведь наличие у Белорусского экзархата какого-никакого "зарубежного центра" давало определенное (очень малое, впрочем) пространство для маневра в отношениях митрополита с Лукашенко. Об этом риске говорит верный "кирилловец" Аркадий Малер, раскритиковавший митрополита Павла в интервью "Интерфакс-религиям": "Архиереям и священникам Русской православной церкви, в какой бы они стране ни осуществляли свое служение, неуместно выступать с позиции политического спойлера действующей власти". Правда, слова Аркадия Малера бьют и по Патриарху Кириллу, действия и высказывания которого во время президентской кампании 2012 г. в России еще свежи в памяти.

При нынешнем положении вещей у Белорусской Церкви Московского патриархата мало шансов получить самостоятельность в ближайшем будущем. Но стратегически это верный, выверенный ход, отражающий общий процесс передела православного мира. Ведь за последние 20 лет РПЦ МП - отчасти из-за глобальных политических изменений, а отчасти из-за собственных амбиций и ошибок - лишилась почти всех своих союзников среди официальных поместных Церквей. Даже миниатюрные Польская и Чешских земель и Словакии Церкви "переучредились" в составе Константинопольского патриархата, в орбиту которого полностью перешли ранее лояльные Москве Румынский и Болгарский патриархаты, не говоря уже о Церквах Востока. Политическая трансформация Украины так или иначе ведет к восстановлению канонического статуса, который был провозглашен Константинополем в Томосе 1924 г. (то есть к признанию незаконным перехода Киевской митрополии под власть Москвы в 1686 г.). А историческая судьба Беларуси - в ее отношении к Москве - имеет очень много параллелей с исторической судьбой Украины.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования