Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



купить Металлогалогенные лампы osram в компании арт капитал груп
Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Мордор на Святой Руси. Почему образы Толкина не на шутку взбудоражили руководство РПЦ МП?


«Мы не орки! У нас не Мордор! У нас Святая Русь!» - в русскоязычном сегменте Интернета внезапно поднялся необыкновенный патриотический шум. Не сравнить, конечно, с "покорением Крыма", но явно громче, чем того заслуживает (казалось бы) непосредственный повод. Официальные представители да и просто верные чада РПЦ МП наперегонки бросились доказывать, что они живут в православном государстве, а не в Мордоре. Что же произошло? 

А произошла российская премьера последней части кинотрилогии «Хоббит», перед которой было объявлено о том, что световая инсталляция «Око Саурона» на несколько часов появится над одним из московских небоскребов. Ранее, в прошлые годы, в прокат уже вышли три части «Властелина колец» и две части «Хоббита». Все фильмы, снимаемые по произведениям известного писателя и ученого Д.Р.Р. Толкина, всегда находили в России массу поклонников среди детей и взрослых. Среди этих поклонников немало и православных (в любви к Толкину признаются и о. Андрей Кураев, и даже о. Всеволод Чаплин).

Намеченная на 11 декабря в Москве световая инсталляция могла бы стать демонстрацией современных технических достижений, позволяющих сказочным сюжетам входить в повседневную жизнь. Но только не в Москве…

Маг Саруман решил собрать собственное войско, победить свободные народы Запада и самостоятельно править миром вместо властителя Мордора Саурона. То есть нет, это так у Толкина, а в реальности протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что световая инсталляция «угрожает» Москве. На защиту столицы «православного государства» от «Всевидящего ока» из придуманного оксфордским профессором Средиземья бросились и другие высокопоставленные представители РПЦ МП, а знаменитый агрессивными выходками акционист Дмитрий Энтео призвал своих сторонников писать на "Око" доносы. Да, доносы в реальную прокуратуру и ФСБ XXI века на «Око Саурона» из сказки, потому что оно - «инфернальный символ», а Мордором в США стали называть СССР еще при Рейгане. 

Благодаря «сотням», если верить Энтео, православных доносов на «Око Саурона», зло из Средиземья в Москве было побеждено, то есть проще - отменено. Казалось бы, на этом все? Нет, растет волна народного негодования, все громче требования покарать тех, кто позволил себе - скорее всего, даже несознательно - дать окружающим повод задуматься над вопросом: «А не в Мордоре ли мы живем? А не орки ли мы?»

«Сами вы орки!», а мы хорошие и «не расчеловечились» - кричат православно-патриотические авторы невидимым оппонентам. Каким? Конечно же, украинским — «нашим противникам, сжигающим людей заживо». Нашим противникам? А фильм разве о современной ситуации в Украине и в России? Или все же о Средиземье, жителей которого никто не спросил, хотят ли они становиться рабами Черного Властелина, ока которого так боится РПЦ МП. Героям сказки пришлось выбирать между объединением сил всех свободных народов, чтобы противостать злу, выбирать между смертью и рабством. Горлум во «Властелине колец» попробовал договориться со служителями Мордора, надеясь получить обратно Кольцо, его пытали, но ему удалось сбежать. Больше никто из толкиновских героев пойти на службу владыке Мордора даже не пробовал. 

Почему на этом месте вспоминаются Украина и история пусть небольшой, но искренне верующей части государственной Церкви, которая сначала ждала Путина в качестве спасителя, а потом покончила с собой? Неверующая же часть, перестав различать реальность и сказку, охотно поверила в Бабу Ягу, Кащея и Саурона, объявив им священную войну. Вполне ведь естественно, что имитационная религия борется с имитацией врага рада имитационной цели?

Может быть, потому, что у нас тут и есть Мордор? А у них там «наши противники, сжигающие людей заживо», то есть свободные народы Средиземья, пытающиеся любой ценой объединиться, несмотря на все разногласия, чтобы выжить и выстоять в свободе? Или все эти вопросы вообще неуместны, потому что Толкин придумал Сердиземье до образования СССР?

В своем письме к Кэрол Баттен-Фелпс (осень 1971 г.) Толкин рассказывает о человеке, навестившем его в Оксфорде, которого «до глубины души поразило то, что многие старинные картины, по его мнению, были созданы как иллюстрации для «Властелина колец» задолго до выхода книги. Он привез с собой пару репродукций. По-моему, сначала ему просто хотелось понять, в самом ли деле мое воображение питали картины, точно так же, как, со всей определенностью, отдельные виды литературы и языки. Когда стало ясно, что, если только я не лжец, то я в жизни не видел этих картин и с живописью знаком слабо, он умолк. Я заметил, что он пристально смотрит на меня. И тут он вдруг сказал: «Вы ведь, конечно же, не считаете, что написали всю эту книгу сами, правда?» … Кажется, я ответил: «Нет, теперь я так не считаю». И с тех пор уже не в состоянии думать иначе. Пугающий вывод для старика-филолога касательно его персональной забавы! Зато от такого вывода не заважничает тот, кто сознает несовершенства «избранных орудий» и, как порой представляется, их прискорбную непригодность для назначенной цели» (цит. по изд.: Д.Р.Р. Толкин «Письма», М., изд-во «Эксмо», 2004, с. 468).

Итак, добро пожаловать в Мордор?

Иван Мансуров,
для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования