Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Землю – христианам!»


Отношение к возможности безвозмездной передачи земель Церкви, как и к другим церковно-социальным вопросам, у российских чиновников, у священнослужителей да и у общества в целом неоднозначное – здесь уже высказано немало "за" и "против".

С одной стороны, в особенности "государственники", говорят, что Церковь сегодня наиболее эффективный из потенциальных отечественных собственников, что доверить ей землю – значит сохранить часть земельного фонда страны от незаконной распродажи, создать, наконец, в сельской местности центры экономической и политической стабильности (так считает, например, сенатор Иван Стариков).

С другой стороны, высказываются опасения, что у Церкви появится дополнительный соблазн для финансовой спекуляции землей, увлечения "экономическими играми" в ущерб своим духовным задачам, имеющим для Церкви все-таки приоритетное значение. Церковная приватизация земель сможет стать и неким "черным ходом", через который удастся закрепить "особый статус традиционных конфессий" – т.е. одним из критериев их традиционности окажется наличие у них земли. Ведь без земли в России традиционным, пожалуй, воспринимать никого не будут.

Часть церковного начальства справедливо опасается огромной ответственности за использование земли. Недаром во время своей прошлогодней встречи с сенатором Иваном Стариковым Патриарх Алексий II подчеркнул, что все дореволюционное земельное наследие Церковь эффективно использовать не сможет.

И еще один вопрос. Нужно ли государству экономическое укрепление такой серьезной "структуры в себе", как Русская Православная Церковь Московского патриархата (РПЦ МП)? Ведь, приветствуя, по сути, государственный контроль над деятельностью религиозных организаций в России, РПЦ МП исключает из объектов этого контроля самое себя. Иначе, как оценить активное сопротивление тому, чтобы Трудовой кодекс РФ распространялся на деятельность священнослужителей? А насколько это правомерно - не так просто ответить.

Однако, жизненная реальность, так или иначе, расставляет свои точки над "i". В России есть множество малоизвестных монашеских обителей, смиренно несущих "тягло землепашества", порой, даже в ущерб своему духовному комфорту. И это церковное землепашество дает действительно высокие результаты при небольшом количестве "сельских рук". В качестве примеров можно назвать и Свято-Введенскую Оптину пустынь, и Антониев-Сийский монастырь, и Лукьянову пустынь во Владимирской области и даже церковный приход в селе Новое Ярославской области.

Стоит также учитывать, что в условиях утраты традиции духовной жизни физический труд на "земельном поприще" ‑ далеко не самое плохое "увлечение", в которое впадает сегодня духовенство. И уж явно более достойное, чем пресловутое соревнование в возведении "золотых куполов" посреди обнищавших деревень. Какое отношение у нищего населения России могут вызвать сегодня "отделанные" церковные стены? Не может не удивлять, когда церковные иерархи в качестве мотивов оправдания грядущей продажи земель (а собственно, для этого-то и надо, в большинстве случаев, получить ее в собственность) выдвигают восстановление храмов, а не социальное служение Церкви. И это при том, что, например, религиозное образование Патриарх Алексий II не раз называл "приоритетным направлением" в деятельности РПЦ МП.

Таким образом, передача религиозным организациям "на время их существования" нынешней "стихийной" недвижимости вместо дореволюционных 3 миллионов гектаров ‑ наверное, была бы компромиссным решением, устраняющим опасность земельной спекуляции и дающим Церкви шанс проявить себя как реальную социальную силу.

Касательно позиции самой Церкви можно предположить, что, как бы высшая церковная администрация ни отмахивалась от излишней "земельной нагрузки", "церковный средний класс" будет всячески добиваться земельной собственности.

Антон Виноградский для "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования