Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Турки для Третьего Рима. Колонизация России теми, кого она сама недавно колонизовала, дает новый исторический шанс Православию вне Московской патриархии


Похоже, очередное историческое событие рискует пройти незамеченным. В свое время, обсуждая "Pussy Riot", не то что широкие народные массы, а самый что ни на есть "креативный класс" проморгал вступление России в ВТО. А теперь вот, за разговорами про Скойбеду с абажурами, подозрительно незаметным остается действительно судьбоносная – причем для всех нас – инициатива Путина. Речь идет о его поручении разработать закон об упрощенном порядке предоставления российского гражданства "соотечественникам". Как только этот закон вступит в силу (что, по всей вероятности, случится осенью), очень и очень многое в нашем и без того безумном укладе жизни рискует перевернуться.

И церковной сферы это касается очень даже непосредственно и всерьез.

О чем, собственно, идет речь? Приблизительно, о конце исторической России, которая последнюю тысячу с небольшим лет была, при всем многообразии и нюансах, страной по преимуществу русской.

Новый закон даст возможность всем желающим, владеющим русским языком и имеющим "родственников по прямой восходящей линии", живших в пределах СССР, получить российское гражданство. Правда, для этого потребуется отказаться от прежнего гражданства и переселиться на постоянное место жительство в РФ. Но, несмотря на эту несущественную (с учетом коррумпированности и неэффективности российского госаппарата) препону, перспективы открываются весьма и весьма впечатляющие. Например, почти любой житель любой бывшей среднеазиатской советской республики получает возможность стать гражданином РФ. Учитывая низкий уровень жизни в Средней Азии и тот факт, что значительная часть тамошнего взрослого мужского населения уже так или иначе включена в российскую экономику, путинский закон становится сигналом к новому великому переселению народов. На этот раз из Средней Азии в Россию.

Почему речь идет именно о среднеазиатских республиках, ведь теоретически данный закон касается, например, и Украины, и прибалтийских государств? Однако массового переезда украинцев ожидать не приходится, ибо для них РФ все же не представляется Землей обетованной, где течет молоко и мед. Большинство украинских "заробитчан" давно и крепко осело в Западной Европе (в основном, в Италии и Испании), но никак не в РФ. Не говоря уже о русских из Эстонии или Латвии, которые, отпраздновав 9 мая и шумно восхвалив Путина, уезжать предпочитают также в Ирландию или Британию, но никак не в РФ. Поэтому не стоит тешить себя наивными иллюзиями, что новый закон откроет двери для преимущественно русских репатриантов или хотя бы славянских переселенцев. Колонизировать российские просторы поедут в основном выходцы из бедных мусульманских стран, освоившие русский язык на уровне "мама мыла раму" и ислам в рамках курса видеолекций Саида Бурятского.

Относительно того, сколько именно будет таких колонизаторов, "возможны мнения". Однако если учесть тот факт, что уже сегодня количество среднеазиатских "гастарбайтеров" в РФ измеряется миллионами, то можно утверждать, что в течение ближайших месяцев мы получим несколько миллионов новых сограждан – узбеков, таджиков, киргизов и т.д. Дальше – больше. Причем будут это в основном не старики и старушки, а молодые мужчины и женщины, да еще и склонные, в силу своих бытовых и культурных традиций, к созданию многодетных семей. Учитывая, что русские и абсолютное большинство иных коренных народов России переживают демографический спад, это означает ураганную по своей быстроте и тотальную по охвату новую колонизацию если не всех, то очень многих регионов РФ. Российское пространство быстро и кардинально поменяет свой религиозно-культурный и этнический облик.

Путинский режим, официально выбросив евразийский флаг, давно уже взял курс на постепенное замещение титульного населения мигрантами из Средней Азии, а также с Кавказа и из Закавказья. Ожидаемый закон в этом смысле не является чем-то принципиально новым, он лишь устраняет последние препятствия для того, чтобы на месте России в течение нескольких лет появилась новая евразийская Орда, чего, кстати, опасаются в Украине и на Западе.

Отметим также, что подобная политика, сама по себе, не является чем-то беспрецедентным – в мировой истории во всяком случае. Еще римские императоры были вынуждены расселять на территории Империи те или иные варварские племена, наделяя их статусом союзников – федератов. В XX в. то же самое, хотя и локально, творил в Югославии Тито. Исторически сербская земля Косово и Метохия была открыта для албанской колонизации. Цели Тито, кстати, были аналогичны целям Путина: создавая албанский очаг на югославской территории, он надеялся таким образом привязать к себе Албанию, с последующей перспективой включения ее в состав Югославии. Путин же считает необходимым давать свет переселенцам из Средней Азии по той причине, что "иначе мы ее потерям". А так, стало быть, не только не потеряем, но и в себя интегрируем (и себя в нее).

Что это будет означать для России - вполне очевидно на примере случавшихся ранее прецедентов такого рода "интеграций" – начиная от античности и заканчивая титовской Югославией. Политика "умиротворения" и своеобразного прикармливания "геополитических союзников" и прочих федератов всегда оказывалась провальной и в конечном итоге приводила к отторжению территорий, изгнанию местного населения и войнам на религиозной и этнической почве.

Ожидать, что в России события будут развиваться по другому сценарию, было бы довольно глупо.

В случае принятия и реализации вышеназванного закона (а в том, что это произойдет, сомнений нет) в течение ближайших нескольких лет нас ожидает всплеск межэтнических конфликтов. Сначала – просто столкновения, с убитыми и ранеными, а потом и полноценные локальные войны. Наиболее подходящие для этого регионы вполне очевидны уже сегодня (Северный Кавказ, Ставрополье, Кубань), однако ими одними дело, скорее всего, не ограничится.

В этих условиях все стороны, попавшие в мясорубку межэтнической войны, неизбежно сталкиваются с необходимостью четкого и ясного осознания собственной субъектности. И поиск этой ясности и четкости всегда сопряжен с резким повышением внимания к религиозным вопросам.

Как именно это выглядит, можно понять на примере войны в Боснии и Герцеговине в 1992-95 гг. В социалистический период уровень религиозности там был совсем невысок. Известно выражение, оставшееся от тех времен: "Серб – это православный, который не ходит в церковь, хорват – католик, который не ходит в костел, бошняк – мусульманин, который не ходит в мечеть". Однако в период обострения межэтнических противоречий значение религиозного фактора выросло сразу же, и весьма сильно. Теоретически, это можно было бы объяснить причинам, так сказать, технического характера. Мол, когда друг друга режут, нужен некий всем понятный маркер, определяющий, по какому признаку, собственно, следует осуществлять резню (отчасти с этим связано и возрождение РПЦ МП во время Второй мировой войны). А когда кровопролитие завершится, то и градус религиозности понизится.

В общем, это рассуждение соответствует действительности. Но не все так просто. Резкий и массовый всплеск интереса к собственной вере не прошел в бывшей Югославии бесследно. И когда война закончилась, Сараево, бывшее некогда вполне светским городом, приобрело черты "европейского Тегерана", а количество религиозных мусульман в Боснии заметно увеличилось. Что же касается сербов, то для них национальная идентичность стала неразрывно связана с сербской традицией Православия.

Несомненно, что будущие межэтнические конфликты в России (перетекающие в локальные войны), которые объективно и неизбежно программируются путинским законом, вызовут схожие процессы. Радикальная исламизация среднеазиатских диаспор идет уже сейчас. Что же касается русского населения, то оно, будучи вовлечено в масштабное и кровавое столкновение с новыми мусульманскими согражданами, будет обращаться к религиозным православным ценностям. Во-первых, потому, что в условиях кризиса и тем паче войны массовый интерес к религии – вещь естественная. Во-вторых, при столкновении на межэтнической почве националистические настроения усиливаются всегда, а поиск и утверждение национальной идентичности в большинстве случаев сопряжены с обращением к традиционной религии своего народа. В случае русских, речь может идти только о Православии, никакое "родноверие" и прочий псевдорелигиозный шлак его не заменят.

Причем люди будут искать не только символы и традиционную атрибутику, и даже не курс психотерапии (то есть то, что очень многие ищут в религии в мирное время). За психотерапию и декорации человек на смерть не идет. Тут потребуется что-то, за что можно и убивать, и умирать. То есть, востребована будет живая религиозная традиция – именно живая и именно религиозная.

И происходить это будет в условиях либо радикального ослабления центральной власти, либо даже ее полного распада. Соответственно, Московская патриархия потеряет и поддержку административного ресурса, и финансово-экономические бонусы. А вот юрисдикции так называемого альтернативного (или Истинного) Православия, наоборот, будут избавлены от тех формальных и неформальных ограничителей, которые для них были установлены властью. Отчасти это касается и старообрядцев (хотя к ним, в целом, отношение в последние 20 лет было все же более лояльным, чем к ИПЦ, а сейчас некоторые из их руководителей демонстрируют явно чрезмерную лояльность путинскому режиму).

Очевидно, что сергианская проповедь "непротивления" абсолютно любой власти в этой ситуации едва ли будет успешной. Что же касается бюрократической и хозяйственно-экономической машины МП, тесно связанной с аналогичной государственной машиной, то она просто перестанет функционировать. Все это дает различным "осколкам" РПЦЗ и ИПЦ уникальные шансы. Да и саму Московскую патриархию ждут и радикальные перемены, и почти неизбежные расколы.

В этих условиях, последние могут стать первыми.

В качестве исторической параллели (пусть и весьма условной) можно указать на изменение в расстановке сил в церковной жизни Греции в XV веке. До тех пор, пока существовала Византия, политически заинтересованная в союзе с латинским Западом, униаты сохраняли крепкие позиции. Как только Империя пала, ситуация изменилась на 180 градусов – политический мотор унионального процесса отключился.

Нечто в этом роде в ближайшем будущем может произойти и в России. И в этом случае возрождение национального русского самосознания может совпасть с возрождением Православия.

Какое место здесь будут занимать нынешние юрисдикции традиций РПЦЗ и ИПЦ, а равно и старообрядческие иерархии и согласия? Бог весть! В конечном итоге, очень многое будет зависеть от них самих – от того, насколько они сами будут адекватно реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, от их миссионерского потенциала и, как всегда в этой жизни, от готовности к борьбе – во всех смыслах этого слова.

Пока лишь отметим, что доминирование юрисдикций "альтернативного" Православия в тех или иных регионах в условиях длительного межэтнического противостояния вполне возможно. И это уже было подтверждено опытным путем. Аланская епархия греческого старостильного "Синода противостоящих" (в свое время – благочиние РПЦЗ) фактически является государственной церковной юрисдикцией в Южной Осетии, несмотря даже на то, что и республиканская власть, и Москва довольно активно подталкивают ее в сторону РПЦ МП. Что уж говорить о ситуации, когда ни Кремля, ни Чистого переулка в их нынешнем виде не будет!

Путинский закон об упрощенном гражданстве откроет новую кровавую эпоху в жизни нашей страны. Но из крови и грязи рождаются новые нации и возрождаются к новой жизни казавшиеся уже исчезнувшими народы. Катастрофа государства может стать источником духовного обновления для Церкви. И, быть может, для того, чтобы в облике России вновь проступили черты Третьего Рима, нужно достойно встретить "нашествие новых османов"…

Так ли это? Утверждать однозначно сложно. Это как раз тот случай, когда "вскрытие покажет". Будет Третий Рим или не будет, выясним скоро...

А там - как Бог даст.

Димитрий Саввин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования