Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Отречение Аллама как кризисный симптом «комплекса неофита». Не приняв нового Папу, бывший мусульманин и популярный итальянский журналист вполне комфортно почувствовал бы себя в РПЦ МП


О своем уходе из Католической церкви в понедельник Страстной недели (по григорианскому календарю), 25 марта, публично объявил через правую газету "Il Giornale", журналист (а ныне также евродепутат), итальянский гражданин египетского происхождения Магди Аллам. 23 марта 2008 года Аллам, мусульманин-суннит по рождению и прежнему исповеданию, был крещен в соборе св. Петра Папой Бенедиктом XVI в ходе богослужения навечерия Пасхи. Его обращение сопровождалось бурной пиар-кампанией, внесший свой вклад в формирование имиджа нынешнего "понтифика на покое".

Публичность двух этих событий, происшедших с временным лагом в пять лет, заявление самого Аллама о том, что с окончанием понтификата Бенедикта XVI закончилось и его пребывание в церкви, при том что он продолжает считать себя христианином, – все это вызвало специфическое эмоциональное ощущение: "Ну, не по-мусульмански и не по-христиански все это, а как-то... по-журналистски".

Сенсацией и шоком (в отличие от демонстративного крещения Аллама пятилетней давности) это событие не стало. Но навело на серьезные размышления по теме "Кризис комплекса неофита".

Магди Аллам всю свою сознательную карьерную жизнь мировоззренчески эволюционировал, что вполне понятно для родившегося в насеристском Египте сына сугубо секулярного отца и матери (практикующей мусульманки), закончившего католическую миссионерскую школу и университет в Италии. Начав свою карьеру в прокоммунистическом издании "Il Manifesto", Аллам продолжил ее в либеральной "La Reppublica", а позднее – в более консервативной "Corriere della Sera". Вспоминается, что в публикациях 2000-х Алллам призывал христиан к пониманию мусульман, указывая, в частности, на то, что Деву Марию-Мариам почитают также и последователи Мухаммада.

Резкий поворот в сторону христианства (католичества) итальянского египтянина обусловлен был тем, что он начал считать ислам и мусульман "опасной угрозой Европе", с которой необходимо активно бороться, и увидел в Папе Бенедикте (и Римско-католической церкви, в лице понтифика персонифицируемой) единомышленников и союзников. За два года до крещения Аллама, в сентябре 2006 года, Папа выступил в университете Регенсбурга со знаменитой речью, расцененной как антиисламская.

Пресловутый "комплекс неофита", о котором столь много говорится, отличается двумя наиболее характерными чертами. Первая – религия (как традиционная для неофита, так и принятая им вновь) воспринимается, прежде всего, а часто и всего лишь, как некая культурная среда, или же общественно-политическая идеология. Вторая черта, тесно связанная с первой, – религия для таких "неофитов" (особенно если речь идет о смене исповедания) всего лишь способ и возможность удовлетворить волчий аппетит собственного "Я", самолюбие и тщеславие, часто основанные на не вполне адекватной самооценке. Кто же будет спорить, что идеология и публичная политика – самая питательная среда для этого? Да и больше скажем: наблюдая за современной политикой в стране и мире, трудно отделаться от впечатления, что политика есть не искусство управления государством и обществом (как должно быть по определению), а способ удовлетворения тщеславия, или же инструмент ведения крупного бизнеса. Мысль, хорошо иллюстрируемая нынешними российскими (и не только) реалиями. Между тем, суть любой религии лежит гораздо глубже, но носителям "комплекса неофита" несвойственно нырять на глубину. На поверхности как-то спокойнее, да и сам ты на виду всегда.

В истории с Магди Алламом мы имеем как раз такой случай, в самом очевидном варианте. Очевидно, наш "герой" в силу своей культурной европеизации воспринимал родной для себя лично ислам как идеологию, угрожающую Европе и христианству. Но в этом случае логично предположить, что и христианство Аллам воспринял исключительно как идеологию, только с обратным знаком, противоположным исламу. А такой подход не может дать надлежащего запаса духовной прочности, что и проявилось в заявлении, сделанном в понедельник.

Мировое христианство (да и другие религии также) переживают сегодня сложный и интересный момент своей истории. Идут все и всяческие "пере-" – перестройка, перезагрузка… "Ужасно шумно в доме Шнеерсона". Ушло в прошлое глобальное противостояние религии и атеизма на политическом и геополитическом уровне. Несколько поувяла идея перманентного "конфликта" религий и цивилизаций, ибо совершенно очевидно, что далеко не все драмы современной истории можно объяснить через "религиозный фактор", и религия не является самостоятельным фактором, стимулирующим социальные процессы в разных странах. Она сегодня ищет свое место в этом столь быстро изменяющемся мире, находя его в возвращении к своим духовно-мистическим и нравственным основам, в практическом применении их в современном мире. Католическая церковь однозначно и образно продемонстрировала намерение повернуться к такому положению вещей, когда "именем существительным" для нее является омовение ног ВИЧ-инфицированным, а высокая теология, межрелигиозные отношения или "крестоносные" идеи – вещи важные, но это все-таки "имя прилагательное".

Но для носителя "комплекса неофита" существует только внешний, идеологический и ритуальный порядок вещей, и когда оный рушится, он впадает в духовную панику, ни о чем другом, кроме как о слабости веры, не говорящей.

В своем открытом письме, опубликованном в издании "Il Giornale", наш герой пишет, что последним фактором, переполнившим чашу его нравственного терпения, стал факт "одновременного наличия двух понтификов, впервые в истории встретившихся и обнявшихся друг с другом... Оба они являются носителями Божественной инвеституры, оба - наследниками апостола Петра и викариями Христовыми, вне зависимости от своего человеческого решения". Аллам считает, что в Католической церкви верх взяло "папопоклонничество", причем "поднятие на щит" нового Папы, Франциска автоматически означает увод в тень личности и заслуг прежнего понтифика. Аллам пишет, что поначалу Бенедикт XVI его очаровал своей критикой "диктатуры релятивизма". "Но, — утверждает экс-католик, – правда состоит в том, что Церковь в своей физиологии глубоко сегодня релятивистична. Будучи источником Божественного учительства и, одновременно, светским государством, Церковь принимает в свое лоно бесконечное число сообществ, конгрегаций, идеологий, материальных интересов, соединяя всех и вся, являясь одновременно и чем-то этому всему противостоящим". Алламу не нравится универсальность Церкви, принимающей позиции противоположных друг другу цивилизаций и национальных культур, поскольку в этом случае происходит "выплескивание ребенка с водой", ибо Церковь ставит на один уровень социальное благо ближнего и собственно духовные ценности, разрушая тем самым идею всеобщего блага.

Судя по всему, корабль под названием "Комплекс неофита" в бурном море религиозной жизни начала третьего тысячелетия налетел на рифы, видимый порядок рушится и потому... "шеф, все пропало…".

У автора этих строк, разумеется, нет спасательного круга или шлюпки для подобной ситуации. Но как у уроженца Страны Советов, совет всегда имеется. Ведь наверняка подобный "кризис комплекса неофита" проявит себя достаточно массово и в России, пусть и не на таком уровне известности, как в случае с Магди Алламом. Совет из личного опыта. Глядя на сегодняшнюю духовную ситуацию глобально и отдавая сыновнюю дань собственной религиозной традиции, автор этих строк не аффилируется с какой-либо религией или религиозным течением, "традиционным" или "новым", рассматривая всех их как часть истории человеческой цивилизации, не отвергая, а используя то, что истинно, свято и позитивно в этих религиях (ср. документ "Nostra Aetate" II Ватиканского собора). При таком подходе вера углубляется по сравнению с теми временами, когда религия была национально-культурным, политическим или (чего скрывать) карьерным фактором жизни.

Или вот еще что. Магди-Кристиано Аллам утверждает, что, перестав быть католиком, он остается христианином. Но реальность христианства такова, что полноценной христианской жизни быть не может вне церкви как сообщества, не важно, принимаешь ты ее как сотериологический и вероучительный институт. Так, может быть, итальянскому журналисту-парламентарию самое место в РПЦ МП? А что – с иерархической вертикалью и единоначалием все в порядке, поиск национальной идеологемы уже давно и серьезно глушит в церковной ограде евангельское слово, а исламофобия, судя по некоторым фактам последнего времени, активно лелеется.

Горькая шутка, конечно. С долей... шутки.

Валерий Емельянов,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования