Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Папа для бедных. Избрание кардинала Бергольо Папой Римским для руководства РПЦ МП скорее плохая, чем хорошая новость


Итак, конклав преподнес сюрприз. Похоже, на Римский престол опять избрали "компромиссную", промежуточную фигуру, учитывая критику в адрес прежнего Папы за его слишком почтенный возраст. Аргентинский кардинал Бергольо вступает на папский престол почти в том же возрасте, что и Бенедикт XVI восемь лет назад, - новому Папе 77 лет. Выглядит он, впрочем, энергичнее Бенедикта, и от Франциска ждут реформ – "свежего ветра в Риме", как высказался известный католический журналист и церковный деятель Виктор Хруль.

Нестандартность нового понтификата слышится в самом имени, которое избрал Папа – Франциск. Это, надо сказать, "инженерный ход", поскольку в Риме сложилась уже многовековая традиция не выходить за строго очерченный круг традиционных папских имен: Пий, Бенедикт, Иоанн, Павел, Григорий, Лев… Католическая Церковь знает одного Франциска – Ассизского, - поэтому избрание его имени Папой слишком конкретно указывает на приоритеты нового понтификата – "апостолат нищеты", борьба с роскошью и слишком комфортной жизнью в Церкви, миссионерская активность. На последнюю Папу Франциска, несомненно, вдохновляет и членство в ордене иезуитов, по уставу которого член ордена может стать епископом лишь в контексте миссионерского служения. Надо заметить, что в православном мире Франциска не почитают в лике святых, а значит избрание Папой такого имени может в православных кругах восприниматься как недружественный жест, отказ от дальнейшего сближения.

Еще намеки на нестандарность нового понтификата – происхождение нового Папы: западное и южное полушария, Америка, Аргентина… Никогда на папский престол не восходил выходец из этих "краев земли" - вот, с шутки на эту тему и начал свое первое обращение к римлянам и всем остальным католикам новый Папа. Там, на "краю земли", будущий понтифик, между прочим, возрастал на почве "восточной духовности", окормляясь украинским священником, а затем и сам окормляя греко-католиков в качестве ординария их епархии в Аргентине. Между прочим, в этой же епархии проходил свое епископское служение нынешний предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) Верховный архиепископ Киевский и Галицкий Святослав Шевчук.

А не с этим ли обстоятельством связано неприличное молчание Патриарха Кирилла (Гундяева) и официального сайта Московской патриархии по поводу избрания Франциска на протяжении уже почти суток? Уход Бенедикта XVI 28 февраля Кирилл отметил душевным посланием в первые же минуты после события. Неужели Бенедикта патриархия – нынешнее руководство которой, кстати, воспитано в духе почитания католицизма, "филокатоличества" - считала более "классово близким", чем почти униата Франциска? Кстати, экуменическая активность кардинала Бергольо всегда была ориентирована больше на протестантов и нехристиан, чем на православных. Например, 19 июня 2006 г. на экуменической конференции в Буэнос-Айросе кардинал позволил группе протестантских пасторов возложить на себя руки и прочитать молитву. Бергольо устраивал в своем кафедральном соборе совместные молитвы с мусульманами и иудеями, к которым хаживал и в синагогу, чтобы возжечь ритуальный светильник – менору (судя по участию в подобных акциях иных православных Патриархов, можно заключить, что именно возжжение меноры становится "проверкой на экуменическую вшивость" для предстоятелей церквей).

В 1960-70-е гг., когда в РПЦ МП процветала "латинофрония", Бергольо вряд ли смог бы рассчитывать на дружбу с Москвой. Впрочем, как и сегодня. С одной стороны, он является противником латинской мессы и католических традиционалистов, с которыми так старался сблизиться Бенедикт XVI. Следовательно, и альянс Франциска с Кириллом на почве возрождения неких патриархальных "европейских ценностей", противостоящих концепции прав человека, едва ли возможен. С другой стороны, новый Папа еще в молодости радикально дистанцировался от популярной в Латинской Америке "теологии освобождения", которую наставник и учитель нынешнего Патриарха РПЦ МП Никодим (Ротов) именовал "богословием революции" и весьма восхвалял. Хоть кардинал Бергольо и дискутировал с аргентинскими властями по вопросам нравственности, он был близок к светскому антилевацкому, антикоммунистическому движению "Comunione e Liberazione".

В контексте оценки Франциска по шкале "левый – правый" довольно темным фрагментом его биографии является отношение к военной хунте Хорхе Виделы в Аргентине в 1970-е гг. Одни источники утверждают, что Бергольо сочувствовал хунте, был причастен к похищению "красных" священников Орландо Йорио и Франциско Жаликса, а также продал военным церковные земли. Другие говорят, что Бергольо, напротив, спас от расправы многих церковных деятелей, пряча их на территории церкви и помогая бежать из Аргентины. "Свидетельством обвинения" является книга Орасио Вербицки "Молчание", анализирующая сотрудничество церкви и хунты в Аргентине, а "свидетельством защиты" - книга "Иезуит". Бергольо так отвечает на политические обвинения в свой адрес: "Я делал что мог, если принять во внимание мой возраст и недостаточность связей, ради освобождения похищенных. У меня было не так много возможностей для действия, со мной мало кто считался". Как бы то ни было, у журналистов, изучавших участие Бенедикта XVI в Гитлерюгенде, есть что поизучать и в биографии Франциска.

Вернемся к особо болезненной для РПЦ МП проблематике – украинско-грекокатолической. Глава УГКЦ Верховный архиепископ Святослав Шевчук сегодня рассказал буквально следующее: "Новоизбранный Папа Франциск I является воспитанником нашего священника Степана Чмиля, который ныне похоронен в [украинской] базилике Св. Софии в Риме. Нынешний Папа, а тогда студент Салезианской школы, каждый день рано утром, пока еще все ребята спали, прислуживал о. Чмилю во время Службы Божьей. Он хорошо знает наш обряд и даже помнит нашу Литургию... Очень хорошо знает и о нашей Церкви…, о нашей духовности. …Папа Франциск I… будет заботиться о нашей Церкви". Едва ли от такого понтифика можно ждать "возвращения" всех греко-католических храмов Западной Украины РПЦ МП, что вроде как считается главным условием встречи Патриарха Кирилла (Гундяева) и Папы. Очевидно, такой встречи в ближайшее время не будет. А, между прочим, под омофором кардинала Бергольо как ординария греко-католиков в Аргентине находились не только украинцы – была там и русская миссионерская община. Франциск вообще хорошо знает православие – по свидетельству архиепископа РПЦ МП в Америке Юстиниана, он регулярно "посещал все главные праздничные службы в соборах Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви в Буэнос-Айресе", а когда дело дошло до дележа наследства РПЦЗ в Аргентине, то деятельно в нем поучаствовал. Подобный опыт, помноженный на миссионерскую нацеленность и "иезуитскую духовность", сулит российским католикам много хорошего, в отличие от Московской патриархии… Франциск не будет пассивным наблюдателем за "церковным переделом" Украины (который повлечет за собой такой же передел на всем постсоветском пространстве), а будет его активным участником.
Наконец, главный моральный удар, который невольно готовит Папа Франциск российскому общественно-церковному мнению. Эпоха "второго Крещения Руси" к патриаршеству Кирилла скатилась к банальному стяжательству высшего духовенства и сращиванию патриархии с Кремлем – иногда вопреки интересам паствы. И сам Патриарх говаривал, что, мол, богатство не грех, "нигде в Евангелии вы не найдете запрета на то, чтобы добиваться влияния", "простить было бы некорректно", и его верный слуга Всеволод Чаплин строил целые апологии богатой Церкви и обеспеченного духовенства на дорогих лимузинах, связывая это с догматом о вседержительстве Бога. С патриаршей кафедры прозвучал призыв "Обогащайтесь!", был показан пример, как это делать, - и тысячи клириков бросились перестраивать недавно еще религиозную организацию в непрозрачный коммерческий фонд – без налогов, "социальной ответственности" и госконтроля.

Так вот, есть все основания думать, что ценности Папы Франциска не соответствуют всему этому "Евангелию богатства". Католицизм, в основном, уже испытал, переварил и выплюнул те искушения, которым подверглись беззащитные клирики РПЦ МП – часто бывшие партийцы и военные – формации 90-х. Во-первых, об этом свидетельствует имя – взятое в честь католического "апостола нищеты". Во-вторых, гораздо в большей степени, об этом свидетельствует образ жизни понтифика – демонстрирующего явное отвержение уходящего в прошлое феодально-буржуазного образа жизни, брезгующего богатством и роскошью, столь ценимыми в современной РФ. Такое отношение к деньгам и богатству пока непонятно нуворишному светскому и церковному руководству в России, но бросает им явный моральный вызов.

Напомним основные "факты бедности" из биографии Франциска: став кардиналом Буэнос-Айреса, он отказался от роскошных апартаментов, в которых проживал его предшественник, и перешел в маленькую квартирку у собора; отказался от машины с шофером, чтобы ездить по городу в общественном транспорте (а в Буэнос-Айресе это часто сопряжено с теми же неудобствами, что и в Москве); отказывался от услуг поваров, готовя еду сам; регулярно посещал трущобы в окрестностях Буэнос-Айреса; обличал священноначалие, живущее в роскоши, в лицемерии, поскольку Основатель христианской веры жил и завещал жить совсем не так; наконец, при посещении больницы для людей с венерическими заболеваниями поцеловал ноги больных СПИДом. На собраниях епископов в Риме кардинал Бергольо садился в задних рядах, ходил по Риму в дождь без зонта, одевался бедно и т.п. Это не похоже на актерство, а похоже на образ жизни – совершенно непонятный священноначалию РПЦ МП, но понятный и неизбежный для подавляющего большинства их паствы. Получается, что по этому – социально-моральному – показателю Папа Франциск оказывается гораздо ближе православным в России, чем их собственный Патриарх-миллиардер, даже не скрывающий своего богатства. Нет, конечно, догматически, канонически Папа православным неприемлем. Тем болезненнее будет переживаться его приемлемость аскетическая, нравственная.

Патриарху Кириллу (Гундяеву) вновь есть о чем задуматься – но пока он растерянно молчит…

Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования