Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Джихад окончен? Да здравствует джихад…


Объявляя 3 апреля "джихад США", Талгат Таджуддин заявлял, что результаты этого духовного акта мир увидит очень быстро: "Вы увидите это в ближайшие два-три дня, я думаю, даст Бог… Я ожидаю, что один из авианосцев потонет. И потом они все уйдут. И Америки не станет, она распадется на пятьдесят штатов".

Результат, нельзя не отметить, воспоследовал прямо противоположный. Багдад пал. Его защитники, по большей части, обратились в мародеров и грабят в основном журналистов. Гражданское население, еще несколько дней назад клявшееся в вечной верности Саддаму, триумфально приветствует американских освободителей. Глобализм и американизм явным образом торжествуют. И воинственность одного из лидеров российских мусульман, проявленная на устроенном "Единой Россией" митинге, равно как и антиамериканский митинг, устроенный сегодня той же "Единой Россией" в Москве, – мягко говоря, запоздали.

Однако в истории с "джихадом" есть интересный политический аспект, на которой, увлекшись скандальной формой этого заявления, мало кто из журналистов обратил внимание. Поступок Таджуддина, вопреки прогнозам, не привел к тому, что радикально испортились отношения верховного муфтия святой Руси с властями. Так что речь либо о том, что духовный лидер попросту переусердствовал, либо, и это тоже возможно, что его излишнее усердие входило в чьи-то планы.

После начала Второй Чеченской войны Россию накрыла волна исламофобии, по больше части – импортного происхождения. Образ варварского исламского фундаментализма, рожденный Западом, обеспокоенным наплывом мигрантов и фундаментализацией исламских стран, очень удобно накладывался на картину противостояния ваххабитов-террористов и российских властей в Чечне. Последующие события, включая 11 сентября, только укрепили массовую иррациональную исламофобию и убежденность политизированных обывателей в том, что мусульмане представляют собой "пятую колонну" наступающего исламского "нового мирового порядка". Россия, принимая подобную политическую картину мира, оказывалась в очень неудобном положении. Статус "пятой колонны" и потенциально опасных в возможном "цивилизационном столкновении" элементов пришлось бы присвоить слишком большому количеству собственных граждан. Вместо того, чтобы пытаться играть на мусульманском поле как "исламская держава" (что вполне позволяло наличие большого числа компакнто проживающих мусульман), Россия вынуждена была де факто выступать в качестве державы антиисламской, "малого шайтана".

Созданная Таджуддином мифология "джихада Святой Руси", при всей экстравагантности, вполне может оказаться политическим ходом весьма эффективным. Вместо "подлежащего" - цивилизационного блока, угрожающего своим экстремизмом России, США и всему миру, "мусульманство" оказывается "сказуемым". Есть "мусульмане Святой Руси", гиперлояльные её здешнему устроению, культуре, государству и даже доминирующей религии. Есть носители "святорусской духовности" в исламском варианте, а есть мусульмане "растленного Запада", или подчиняющегося ему саудовско-ваххабитского мира. Уже не пространство суверенных государств – например, России, - раскалывается противостоянием христианства, ислама, секуляризма, а напротив – сам ислам раскалывается по линии различных национальных интересов и противостояния государств.

И "джихад" из инструмента цивилизационного конфликта, из проявления "исламского экстремизма" превращается в один из политических инструментов, который доступен для использования всем, кто может предъявить на своей стороне лояльных мусульманских лидеров и население. В этом смысле, "объявление джихада США" в устах Таджуддина вполне можно превратить в "антиэкстремистский акт"...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования