Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Папа – уже. А когда же Кирилл?» Убоится ли мир – в частности, русский - задать такой вопрос?


Патриарху РПЦ МП Кириллу (Гундяеву) показан достойный пример Папы Римского Бенедикта XVI. Почему бы и ему не объявить о добровольном уходе со своего поста? Мысли о подражании могли бы возникнуть у Кирилла уже хотя бы потому, что этого Папу из лояльной Путину Германии в РПЦ МП сталинского призыва уважают гораздо больше, чем его антикоммунистического предшественника-поляка. К тому же сомнительный с христианской точки зрения католический тезис о "непогрешимости в вопросах веры" всего лишь временного и грешного, как и все люди, предстоятеля Церкви, как ни парадоксально, опровергается этим поступком главы католиков с гораздо большей убедительностью, чем попытки Кирилла переводить стрелки с критики его личности на нападки на Церковь как таковую.

Аналогии между скандалами последних лет в Римско-Католической и Русской Православной Церквах (Московского патриархата) напрашиваются сами собой. Однако – за исключением последовательного, если не сказать "отвязного", в своей благородной ярости относительно РПЦ МП Станислава Белковского на страницах "МК" и еще одного, столь же последовательного оппонента Кирилла на страницах "Совершенно секретно" – ни одно российское или зарубежное СМИ пока так и не увидело этих параллелей. Никто не задает Кириллу с вопросом: "Когда же ты?" Возможно, патриарха защищает его гораздо более "молодой" возраст. А может быть, дело в сакральном страхе, который испытывает мир перед таким явлением, как "добровольный уход лидера" в России, с тех пор как Ельцин назначил себе в преемники Путина, поставившего крест на сближении страны с цивилизованным миром. Поэтому, размышляя о добровольных отставках, европеец, перефразируя известную поговорку, думает: "Что немцу хорошо, то русскому - смерть". Продолжая сравнение, он предполагает, что мертвая хватка "русского" на ядерной кнопке утащит за собой на тот свет и того же "немца", а потому предпочитает иметь дело пускай и с отморозками, но хотя бы делающими вид, что они поддаются каким-то уговорам. Вот и не заикаются об отставке Кирилла, а то придет вместо него "худшее из зол" - и тогда "мало не покажется".

Только этим и можно объяснить слепоту людей к параллелям. А их не счесть. Начать хотя бы с недавней акции "Femen" на площади Святого Петра в Риме во время чтения Папой молитвы "Ангелус". Вскоре после нее, хотя и необязательно только из-за нее, Бенедикт XVI предпочел оставить престол, и никто из раздевшихся девиц не был посажен в тюрьму. Гораздо менее вызывающая акция "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя, где в тот момент почти не было прихожан, а патриарха – так и подавно, привела девушек к "двушечке", а Кирилла - к разглагольствованиям об "атеистическом реванше". Что уж говорить о финансовых и сексуальных "сенсациях", которыми католическая и официальная православная Церкви прославились в равной степени. Но Бенедикт XVI сделал открытым обсуждение этих проблем, а от Кирилла мы услышали только продолжение невнятных сравнений с временами коммунистических гонений и слабый оклик в сторону Всеволода Чаплина, который решил, что пора бы теологически обосновывать кричащее богатство священноначалия.

Перечислять можно долго, но зачем? Всем и так всё понятно.

Единственное, что извиняет Кирилла – и то пока! – так это то, что, в отличие от Папы, он является не главой государства, пускай и карликового, а всего лишь лидером одной из религиозных организаций, пускай и отнюдь не карликовой, находящейся "под крышей" гражданина РФ Владимира Путина. Так что ни его пребывание в должности, ни его уход в путинской России по большому счету ничего не меняют. Но это с юридической точки зрения. А если "по понятиям", по которым и привыкли жить россияне, патриарх, в отличие от Папы Римского, это вовсе не подобие Деда Мороза, а самое настоящее третье лицо в государстве. И его отставка могла бы прозвучать на весь мир гораздо громче отставки Бенедикта XVI.

Вообще, для духовного лидера уход с мирских постов – процесс совершенно естественный и даже обуславливающий его духовное лидерство. Если обратить свой взор на Восток, то Далай-Лама сделал это гораздо раньше Папы Римского. Правда, в отличие от него, запустив политический механизм отмены своей лидирующей роли в оккупированном государстве Тибет, Далай-Лама не отрекся от духовного руководства своим народом. Можно даже сказать, возражая Александру Архангельскому – еще одному журналисту, который на сайте "Эха Москвы", пускай и латентно, но поставил поступок Папы в пример "нам", то есть православному миру, – что процесс этот характерен скорее для древности, чем для современного мира. Две с половиной тысячи лет назад именно отказ от царского престола сделал принца Сиддхартху на многие столетия духовным лидером всего Востока – Буддой. В буддийских писаниях превращение принца в нищего – это не простая случайность, а сознательный выбор человека, стоящего на пути к просветлению. Да и Христос, когда ему предложили все царства мира и славу их, кротко ответил: "Господу Богу поклоняйся и Ему Единому служи".

Поэтому неслучайно, что заявление Папы о своей грядущей отставке было сделано 11 февраля – в Восточный Новый год и накануне Великого поста у католиков (начался 13 февраля).

Вот почему, исходя из такой духовно-исторической прапамяти человечества, поступок Папы Бенедикта XVI вызывает прежде всего уважение, а уже потом сожаление и попытки выстраивать некие конспирологические версии о том, что его отставка могла быть связана с финансовыми играми Ротшильдов, Рокфеллеров и даже – каким-то образом – Путина.

Что же касается патриарха Кирилла, то даже своим уходом ему будет трудно доказать, что он сделал это по доброй воле. Он, может быть, и хотел бы быть такой же самостоятельной фигурой, как Папа Римский, да только это очень трудно, если вообще возможно в путинской России, где все решает "первое лицо в государстве". Чтобы отставка Кирилла действительно прозвучала, он должен выступить открыто против этого первого лица, против его режима, выступить так, чтобы президент был вынужден явно "уволить по статье" патриарха. И хотя у Путина нет юридических механизмов для этого, но, следуя русской логике "понятий", произошло бы именно это – и такая недобровольная отставка была бы следствием именно свободного выбора патриарха. И тогда он, может быть, и стал бы духовным лидером православных россиян, забывших былые прегрешения.

Уж не такие ли раздумья заставили патриарха взять ныне тайм-аут и удалиться из медийного пространства, как это было во время лесных пожаров в 2010 году или после грубых фальсификаций парламентских выборов в 2011 году? Вряд ли. Скорее всего, опять проблемы со здоровьем, может – весенняя депрессия, может – слишком большая тяга к горнолыжью... И не надо быть Нострадамусом, чтобы догадаться: мы еще не один год будем видеть дряхлеющего и теряющего чувство реальности патриарха под руководством впадающего в маразм дедушки-Путина. У кого-то есть другие сценарии для России? Тогда - пожалуйста, вперед, на плаху революций! А нет – так давайте хотя бы глубоко задумаемся о том, что делает если не великим, то просто человечным даже самого непопулярного Папу. Правильно - отказ от амбиций. В конце концов, для священника это так естественно.

РПЦ МП рано или поздно рухнет сама, как колосс на глиняных ногах, как КПСС, как… любой состарившийся организм (поскольку создана она было в 1943 г. под определенную систему и ради достижения определенных, временных целей). И распад России последует за этим так же естественно, как распад СССР. И отказ от амбиций быть мировой империей точно так же спасет русскую душу, как любой отказ от любых амбиций. Это мы увидим рано или поздно. Аминь.

Феликс Шведовский,

"Портал-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования