Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Папа бросает экклезиологический вызов. При всех спорах о личности Бенедикта XVI сегодняшнее его заявление в высшей степени благородно


Итак, нашему поколению довелось стать свидетелем весьма редкого церковно-исторического события – добровольной отставки Папы Римского. Подобных событий история христианства знает немного – и все они овеяны тайной чего-то коварного и чуть ли ни демонического. Во всяком случае, на нашей памяти все Папы уходили со своего престола одновременно с уходом из этого мира, и только раз, в случае с Папой Иоанном Павлом I в 1978 г., этот уход сопровождался заговором (предполагается, что Иоанн Павел I, пробывший понтификом всего около месяца, стал жертвой отравления, причем первым отравился духовный отец нынешнего Патриарха РПЦ МП Никодим (Ротов), выпивший яд, предназначавшийся для Папы).

Первое, что приходит в голову при чтении новости об отставке Бенедикта XVI, это мысль о невостребованности в современном христианском, и в католическом в особенности, мире церковного традиционализма. Такова уж "историческая диалектика", что каждый новый предстоятель любой практически Церкви является некой "антитезой" своему предшественнику. Насколько был либерален Иоанн Павел II, настолько консервативен Бенедект XVI; насколько предыдущий понтифик любил просить прощения у всех и вся от имени католической Церкви, настолько демонстрировал "нетерпимость" нынешний, несколько раз не на шутку обижавший мусульман. Попытка притормозить тенденции секуляризации и модернизации католицизма, запущенные II Ватиканским Собором, не снискала нынешнему Папе популярности; его стремление возродить латинскую мессу также оказалось маргинальным и элитарным. Бенедикт XVI оказался Папой позапрошлого века.

Не думаем, что сегодняшняя новость могла обрадовать руководство Московской патриархии. Патриарх Кирилл (Гундяев), митрополит Иларион (Алфеев), митрополит Владимир (Котляров), митрополит Филарет (Вахромеев), да и много кто еще в епископате РПЦ МП, по праву носят почетное звание "филокатоликов". В своих официальных и, тем более, неофициальных заявлениях они не раз давали понять, что считают католицизм неотъемлемой частью Церкви Христовой, ну а Папу, стало быть, преемником апостола Петра. Кончина родоначальника этой ветви РПЦ МП Никодима на руках Папы Римского, "у Апостольского порога", была неслучайной – Никодим и его последователи в самом деле католики. Но поскольку судьба судила им олицетворять собою руководство как бы православной Церкви, они вынуждены играть в консерватизм, и Папа-консерватор им для этого был очень удобен. Пропагандируя его борьбу с модернизмом, можно постепенно снизить градус антикатолических настроений в церковном народе, что, кстати, за годы патриаршества Кирилла во многом и удалось. Новый Папа, который, скорее всего, будет итальянцем по национальности, своим "модернистским реваншем" начнет опять подогревать антикатолические настроения в РПЦ МП. И "православные эксперты" вновь начнут, как они это делали в 2001 г., маршировать по Тверской с кричалкой "И зачем такого Папу только мама родила" вместо того, чтобы не отвлекаться от непрестанной мантры "Мы поддерживаем все слова и действия Патриарха Кирилла".

Даже естественный, биологический уход Папы является "экклезиологическим вызовом" для католического сознания. Тем более им является уход добровольный. Ведь Папа, по католическому учению, единственный гарант истинности Церкви и действительности всех ее священнодействий, потому что он – наместник Христа, преемник Петра и неспособен ошибаться в богословских и нравственных вопросах, как бы он сам того ни хотел. Это человек-Церковь, который уже отчасти перестал быть человеком, утратив такую важнейшую характеристику своей богообразности как свободу. Когда умирает Папа, католическая Церковь как бы перестает быть Церковью – гаранта непогрешимости в ней больше нет, епископов ставить некому и т.д. Святой Престол пуст – и сотни его представителей начинают представлять пустоту. Особенно велик "экклезиологический вызов" в случае добровольного ухода Папы – ведь тогда получается, что понтифик совершает акт свободного выбора в вопросе, имеющем прямое отношение к вере и нравственности. Получается, что Папа все же не лишен свободы воли и в этих сферах? Стало быть, его "непогрешимость" может быть поставлена под сомнение, а это ведь важнейший фактор сохранения административного единства католической Церкви…

Еще будучи патриаршим местоблюстителем, Кирилл (Гундяев), комментируя уход в мир иной Патриарха Алексия II (принято считать, что он умер, хотя его посмертных фото никто не видел, а медицинское заключение о причинах смерти до сих пор не опубликовано), отметил, что в Церкви иногда случаются тяжелые времена, тяжелые испытания, когда ее предстоятель по причине преклонного возраста уже не может адекватно управлять Церковью. Примерно так и звучит официальная мотивировка причин отставки Бенедикта XVI. "В последние месяцы сила во мне настолько ослабла, что мне приходится признать свою неспособность должным образом нести возложенное на меня служение…". Вообще-то, от Папы никто и не требует этой силы, поскольку он – символ. Иоанна Павла II возили в дальние страны и вовсе в бессознательном состоянии, и это только еще больше умиляло католиков. Но консерватор Бенедикт XVI в этом важнейшем вопросе оказался "либеральнее" своего предшественника – он дал понять, что католицизму и христианству вообще вредят "бессменные руководители" и "вечные президенты". Злосмрадие, издаваемое в России новым "вечным президентством", наподобие сталинского и брежневского, начинает ощущать все больше людей. Интересно, когда силы начнут оставлять нынешнего Патриарха РПЦ МП, сможет ли он, ревностный "филокатолик", добровольно оставить свой престол? Еще интереснее – скоро ли православные Церкви придут к пониманию неизбежности отказа от пожизненного предстоятельства? Ведь альтернатива этому отказу одна – "догмат о непогрешимости".

Алексей Малютин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования