Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Опилки в сиропе: Проблемы верующих людей в РПЦ МП - для них самих и для прочих верующих


Особенностью начавшегося церковно-политического сезона становится его сложность. Сложность в том, что от текущих проблем отвлечься нельзя, а проблемы ближайшего будущего подступили такие, что тоже требуют внимания. То и другое связано с РПЦ МП, но затрагивает всех, кто в России имеет какие-либо религиозные интересы.

1. Духовное лицо государственной власти

Механизм деклерикализации страны уже запущен, и, кратко говоря, он состоит в следующем. РПЦ МП очень хотела получить вакантное место идеологического отдела КПСС, и она его получила. Но оказалось, что государство в России немного другое, нежели покойное СССР: рычаги власти давно переданы из идеологического отдела в финансовый, и реально лояльность разных общественных слоев существует только там и только в тех пределах, в каких власть может ее купить. Покупка государственной властью лояльности общества - это подлинное таинство нашей нынешней власти, к которому категорически не подпускаются посторонние жрецы. В этом смысле судьбу Ходорковского нужно сравнивать с судьбой Дафана и Авирона: его тоже поглотила разверзшаяся земля, хотя, к счастью, не так глубоко, так как времена теперь обмельчали.

РПЦ МП востребована властью из-за начавшихся трудностей с деньгами, но не в качестве партнера, а, выражаясь на романтическом языке нашей эпохи, "на мясо" (это когда матерым зекам нужно бежать с зоны через голодную тайгу, и они подговаривают бежать с собой рядового заключенного...). Может быть, рационально кремлевские и особенно региональные чиновники надеются, что РПЦ МП просто поможет им в качестве опиума для народа, но, в любом случае, это сводится к тому, что РПЦ МП все чаще оказывается тем - новым, особым и специальным - лицом власти, по которому власть будет разрешать обществу время от времени бить.

Конечно, власти было бы лучше, если бы она могла всегда и всем давать денег, и никому бы не хотелось ее бить. Но это уже не получается. Власти приходится чем-то поступиться. А в таких случаях любой политик пытается захватить что-то лишнее, что потом, в процессе переговоров, можно было бы начать сдавать. Сейчас такой областью захваченных у населения прав и общегосударственного имущества стала РПЦ МП - новый буфер между властями и населением. Всем желающим скорейших изменений в РПЦ МП нужно подавать всё новые идеи Государственной думе и ее "бешеному принтеру", чтобы они успели подарить обществу побольше законов. Кашу маслом не испортишь, а огонь - тем более.

Неизбежный итог всего этого - переход слов типа "православие" или "церковь" в разряд неприличных. Тут все аналогично коммунистической терминологии эпохи зрелого застоя. Для всех православных, которые не хотели бы связывать свое будущее с РПЦ МП, это создает целый ряд проблем... И о них, конечно, надо думать, но пока есть проблема более неотложная: куда деть остаточных верующих из самой РПЦ МП. Я тут не имею в виду тех, кто обратился пять или того менее лет назад, и относительно кого пока непонятно, надолго ли у него вся эта религия. Тем более, не имею в виду тех, кто приходит ставить свечки или пусть даже иногда причащается: у этих все равно вся их церковность определяется церковными зданиями, а копошащаяся внутри этих камней "органика" не имеет к ним никакого отношения. А имею я в виду, главным образом, тех, кто обратился на романтической волне девяностых и сохранил какие-то элементы веры и церковности "даже до сего дне". Понятно, что их число сократилось на два или три порядка (то есть в сотни или тысячи раз), но оно было таким большим, что даже нынешнего остатка осталось немало, особенно, если сравнивать со стабильно малым процентом верующих людей как таковых по отношению ко всем прочим людям.

2. Опилки в сиропе

Положение этих людей похоже на положение железных опилок в сиропе. Под воздействием магнитного поля опилки пытаются выстроиться по силовым линиям, но, пока они в сиропе, это не получается. Сироп не реагирует на магнитное поле религии, и всё в нем слипается и тормозится. Опилки, конечно, надо бы из сиропа извлечь, но, если извлечь и удастся, то их некуда положить: они все в сиропе, и все вокруг запачкают, а то и вовсе грязным комом забьют и засорят.

Выход тут только один (и  я сформулирую его кратко, так как много раз уже формулировал его разными словами): выходить из сиропа надо, но на отдельное сухое место, чтобы там, не спеша, обтекать и обсохнуть. Верующим, выходящим из РПЦ МП, не надо торопиться присоединяться к другим иерархиям, а этим иерархиям не надо торопиться принимать их в свои ряды. Этим верующим необходим реабилитационный период и карантин. Как правило, одного года тут не хватает - нужно где-то два или три. Долгое пребывание внутри РПЦ МП, особенно в позднейший период ее интенсивного "расчеловечивания", не остается без последствий. И нельзя также сказать, что болезнь не заразна. Поэтому нужны реабилитация по специальной программе и карантин. Конкретная программа реабилитации зависит уже от содержания веры верующих. У кого-то ведь она ближе к традиционно-православной, а у кого-то, напротив, весьма нетрадиционна.

По сути, верующие внутри РПЦ МП - это верующие многих и разных религий, поэтому пусть уж каждая религия по-своему заботится о своих едва не утонувших в сиропе адептах.

Если говорить о реабилитационной программе традиционного православия, то, конечно, ее главная основа - молитвенные собрания, то есть церковные богослужения, которые могут совершаться в любом месте в любое время и без священника. Было бы желание. Так можно служить под каждое воскресенье и каждый праздник, вот только с причастием придется погодить (до присоединения к какой-либо иерархии или до обретения своей собственной иерархии, что тоже в наше время возможно).

Если православная Церковь на земле может измеряться каким-либо количеством, то это отнюдь не количество священников и епископов, а количество общин и даже отдельных верующих. Поэтому совершенно неважно на первом этапе, сколько у вас священников, и есть ли они вообще. Священники - это дело наживное. А "бэушные" священники из РПЦ МП вообще плохо поддаются рециклингу: часто они даже в ИПЦ по привычке чувствуют себя вассалами епископа, получающими приходы "в кормление". А нужны ведь только такие священники, которые являются на самом деле частью общины, и у которых с епископом нет никаких отношений, кроме тех, которые есть у общины как целого. Конечно, бывают в РПЦ МП и хорошие священники, но такие всегда будут на стороне прихожан.

3. Шарики в голове

Куда более необычные проблемы возникают у тех, кто привык себя позиционировать в качестве истинно-православных. Самое странное в этих проблемах - сама их необычность: почему они возникли только сейчас, а где они были все эти 20 лет открытого, пусть и не свободного, развития Истинно-Православной Церкви в России?

ИПЦ России дожили до момента, когда вера, которую они пытались хранить, оказалась востребована. Пусть сейчас и не те масштабы, что в 1990-м, но зато совсем другое качество спроса. Нужна не "вера вообще", "христианство" и тому подобные общие слова, а внятное Православие - и в богословии, и в жизни. Именно этого хотят от российских ИПЦ те верующие, которые выходят из РПЦ МП ради собственно православной веры.

Опыт российских приходов РПЦЗ 1990-х годов, когда молодежь подманивали художественным свистом на темы "Святой Руси", уже не пригодится. Все подобные темы гораздо успешнее освоены РПЦ МП. Есть только один "дискурс", который РПЦ МП не освоен и не будет освоен никогда: это само Православие, в догматике и в жизни. И тут адогматичной традиции РПЦЗ сказать совершенно нечего.

Сейчас мы уже начали наблюдать, как в приходах ИПЦ встречаются старое и новое. Еще до нынешнего массового исхода из РПЦ МП, в течение последних трех-четырех лет, в них стали появляться новые люди, для которых Православие - важно и актуально, а вся "зарубежническая" проблематика с ее авторитетами и околоцерковными традициями неизвестна и неинтересна. В одном из таких приходов приехавший издалека архиерей стал раздавать свои церковные издания. Все они оказались посвящены Белому движению. Конечно, довольно хорошие брошюрки, спору нет. Кто-то из прихожан с интересом прочитает. Но в целом это производит такое же впечатление, как если бы архиерей явился в приход, например, с вязанкой розовых воздушных шариков. Тут ведь тоже была бы польза для части прихожан, хотя и для другой части, а радости всем уж точно было бы больше. Когда у архиереев вместо догматики, канонов и аскетики в голове плавают воздушные шарики (пусть даже с наклеенными картинками про Белое движение и славный путь РПЦЗ), это надо осознать как данность и больше этих архиереев ни по каким вопросам не беспокоить. Все равно останется, за что их любить.

А отвечать надо на вопросы людей, которые спрашивают не о том, куда убежать от жизни, а о том, как жить православно, оставаясь в этой стране и в этой исторической эпохе. Эти люди ходят вокруг и не просто спрашивают, но готовы ловить каждое слово. Но не каждое слово вообще, а слово о Православии - сказанное от православных отцов и от православного опыта. Такое слово влечет за собой каждого, кто имеет в себе хоть что-то от православной веры, даже если ему очень претит личность говорящего, и даже если он по уши в сиропе.

Так что никто сейчас не может сказать, что его не слушают. Если кого-то не слушают, то только потому, что ему нечего сказать. И это, конечно, естественный и вышеестественный шанс для ИПЦ.

Епископ Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования