Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стечение обстоятельств. По какому-то загадочному стечению обстоятельств, вслед за Митрополитом ПЦА, в отставку был отправлен генконсул РФ в Нью-Йорке


Хочется этого кому-то или нет, но в храмах Православной Церкви в Америке (ПЦА) за литургией начали поминать архиепископа Детройского и Румынской епархии Нафанаила как местоблюстителя первоиерарха Православной Церкви в Америке. Минувшая с момента ухода в отставку Митрополита ПЦА Ионы неделя была тревожной. Но не более.

На этой же неделе, по какому-то загадочному стечению обстоятельств, вслед за Митрополитом в отставку был отправлен генеральный консул РФ в Нью-Йорке Андрей Юшманов (только не говорите мне, что ссылка в консулат Сиэтла – это продвижение по службе). Можно не увязывать эти события в одну цепочку и продолжать смотреть на российско-американские отношения по методу Стэнли Кубрика - "широко запахнутыми глазами". А можно, наконец, все-таки осознать тот факт, что слияние российских госструктур с разложившейся верхушкой РПЦ МП имеет место быть. И этот альянс действует уже внаглую, посягая на чужие территории.

Итак, минувшая неделя, уже прозванная у нас "торжеством православия", была, вопреки ожиданиям, спокойной и дала возможность американскому православному народу всех юрисдикций обсудить в социальных сетях и на приходских кухнях сложившуюся ситуацию. И так как русская составляющая американского православия весьма активна, то ребром был поставлен вопрос "Что делать?" Ответить сложно – проблема дураков и дорог нас почти не касается.

"Что это было – митрополит Иона?"; "И что надо делать, чтобы этого больше не было?" - вот, пожалуй, основные положения, которые обсуждались. Конечно, после того, как на третий день утихли разногласия по поводу "неканоничности" принятия отставки Митрополита составом Малого Синода. В целом, порешили, что "лучше так, чем никак".

Для незнакомых с особенностями ПЦА скажу, что ее приходы составляют "дети разных народов" - не только исконно православных, но и конвертированных из других конфессий, а прихожане, считающие себя русскими по происхождению, культуре и языку, делятся на эмигрантов различных исторических периодов, включая советский атеистический. Именно эта (советская, скажем так – и я тоже к ней отношусь) часть ПЦА все время и указывала на некоторые неудобные особенности биографии бывшего Митрополита Ионы.

Дело в том, что Митрополит Иона (еще до своей хиротонии) посетил монастырь на Валааме в РФ, где несколько месяцев пребывал в духовном общении с братией, проводил время в беседах с духовным наставником, писал диссертацию и постигал орфографию русского языка. Диссертации никто так и не увидел, русский язык Митрополита за короткий срок сделался весьма приличным, а духовное общение с высшим духовенством монастыря воспринимается в Америке, что вполне понятно, элементарной вербовкой. Его чувства к России, о которых Иона любил порассуждать, не продвинулись дальше "красоты золотых куполов", "завораживающих северных пейзажей", "скатертей-самобранок" в палатах РПЦ МП и дорогих подарков от митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).

В Америку Иона вернулся, возможно, сам того и не подозревая, материалом для последующей операции по слиянию всех русских православных юрисдикций Америки в составе РПЦ МП. К этому времени основная масса иерархии Зарубежной Церкви уже сливалась на дно РПЦ МП, оставляя за собой "осколочные" приходы по всей американской территории. Расширение влияния РПЦ МП на территории Америки – это давно вынашиваемый план, осуществление которого тормозится Томосом автокефалии Православной Церкви в Америке, по которому экспансия ограничивается тремя десятками приходов, патриаршим имением в Пайн Буш и отсуженным в федеральном суде Свято-Николаевским собором в Манхеттене. На большее прав РПЦ МП в Америке не имеет.

Завершающим этапом на пути проникновения РПЦ МП на американскую территорию должно было стать упразднение ПЦА как самостоятельной единицы. Способов было только два: либо присоединение к широкому омофору матери-Церкви с последующим растворением без осадка, либо изменение статуса Томоса – отзыв или замена на автономию, с последующим сливом туда же, где сейчас пребывает "воссоединившаяся" Зарубежная Церковь. О том, что РПЦ МП на православном поле Америки на следующем этапе встретится с греками(нет, не с элладскими греками, а с относящимися ко Вселенскому патриархату американскими), – почему-то думали в радужных тонах. Впрочем, почему в радужных – сейчас понятно.

Сегодня уже никто не может вспомнить, как Иона за две недели из монаха провинциального монастыря стал епископом и сразу же Митрополитом. Вроде как все при этом присутствовали, но никто отчета в этом себе не отдавал. Чудеса, да и только, несмотря на все протоколы канонического голосования. Митрополит был "посажен" и ждал указаний.

Проконтролировать и завершить операцию три года назад доверили новым назначенцам в американские миссии Нью-Йорка – помню пышный прием в российском консульстве, на котором одновременно представили только прибывших из России генерального консула РФ А. Юшманова и управляющего патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана (Овчинникова). Оба застенчиво улыбались и сами в разговор не вступали, робея перед неумеренно выпивающей и шумной эмигрантской тусовкой.

План по сливу ПЦА провалился довольно быстро – на чужой территории не надо играть по своим правилам, выдавая себя с головой своим самоваром. Митрополита Иону сдали и свои, и чужие. В историю ПЦА он войдет как историческое недоразумение, а в историю РПЦ МП – как фатальная тактическая ошибка. Его отставка 9 июля вызвала вздох облегчения по обе стороны океана.

И даже при таком повороте вещей ПЦА собирается назначить бывшему Митрополиту некое (не сомневаюсь, что весьма приличное) материальное содержание, ввиду его статуса и трудного семейного положения. А как Московская патриархия собирается возместить ущерб своему агенту? Интересно было бы узнать, во что ценят в РПЦ МП американских Митрополитов.

Обещанное материальное вспоможение бывшему Митрополиту Ионе вызвало просто шквал возмущенной переписки прихожан ПЦА. При всем сочувствии к его семейному положению (а речь идет о больной сестре и престарелых родителях) граждане вспомнили о монашеском статусе Ионы. Когда он принимал постриг, то его семья теоретически отдавала себе отчет, что монаху не положено будет думать о материальной компенсации своих трудов? Наверное – да. Но принадлежность к высшему духовенству, видимо, расхолаживает чувство монашеского долга и понимания своего предназначения. Из приходских недр стали раздаваться лозунги о пересмотре финансирования администрации ПЦА, но они быстро утихли.

Далее народ активно принялся за обсуждение ближайшего будущего своей православной корпорации: во-первых, может быть, имеет смысл объединиться с либеральной частью зарубежных приходов? Во-вторых, может быть, вернуть РПЦ МП дарованный ею 40 лет назад Томос и сказать последнее "прости"? В-третьих, может быть, попроситься ко Вселенскому Патриарху? А может, наконец, ускорить строительство собственной Вашингтонской патриархии?

Администрация ПЦА в Сойоссете благоразумно вопросы граждан принимала, но на них не отвечала. Точно так же как и офис архиепископа Нафанаила. Таким образом, в отсутствие лишней информации буря улеглась, не выплеснув ничего лишнего наружу - в мировую православную парадигму.

На сегодня самым обсуждаемым вопросом является "чисто конструктивный": а кто, собственно, будет следующим Митрополитом ПЦА? Ведь их за последние годы сменилось трое. Но всех уже предупредили – на этот раз скорого ответа на такой вопрос не последует.

Светлана Вайс, Сойоссет, США,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования