Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Пятый элемент. Объединение Белоруссии и России может увеличить "канонический" список "традиционных конфессий"


 Надо сильно постараться, чтобы отыскать в России открытых противников "исторического объединения" России и Белоруссии. Лишь некоторые политологи и экономисты указывают на непонятные большинству населения препятствие для объединения.

Для нас в набирающем обороты интеграционном процессе примечательно другое. РПЦ МП в лице ее высших иерархов крайне редко высказывается по поводу интеграции и еще реже пытается на нее как-то реально повлиять. Кроме общих слов одобрения, никакой активности в объединительном процессе Церковь не проявляет. Более того, формально обособленная белорусская  часть РПЦ МП (то ли Белорусский экзархат Русской Православной Церкви, то ли Белорусская Православная Церковь) с самого начала взяла курс на укрепление режима личной власти Лукашенко.

Трудно сказать, осознаются ли эти факты и тенденции руководством российского внешнеполитического ведомства. Во всяком случае, ни открытого, ни дипломатического недовольства действиями РПЦ МП как в самой Белоруссии, так и на белорусском направлении российский МИД не выказывал. Не исключено, что чиновникам со Смоленской площади объединение кажется настолько очевидным и естественным, что они попросту не придают никакого значения позиции Церкви: того, что она славит "единство, которое будет", вполне достаточно.

Однако, чрезмерно вялая реакция церковного руководства на "исторический процесс" легко объясняется с точки зрения установившейся в России доктрины "четырех традиционных конфессий" с РПЦ МП во главе. В начале 1990-х, в обоснование главенства и первенства среди начавших действовать в России по
законодательно закреплённым правилам "нулевого варианта" христианских деноминаций, РПЦ МП и лично нынешний Патриарх обратились к помощи термина "каноническая территория". Апелляция к этому термину оказалась в пору буйной демократии явно недостаточной или негодной для объяснения проблемы так, как её видели в Чистом переулке, и тогда патриархии понадобилось в разъяснительных целях изобретать новую, более понятную для светских чиновников терминологию.

Так в России появились "традиционные религии" и среди них - самая традиционная - по праву большинства. Собственно, критерии
"традиционности" крайне размыты и противоречивы - акценты обычно расставляются по ходу дела, в зависимости от обстоятельств. В общем и целом, "традиционная конфессия" для РПЦ МП - это такая религиозная организация, которая не ведёт миссионерской деятельности среди этнических русских, непременно признаёт первенство в России Русского Православия и объективно не вызывает интерес как "альтернативная" религия. Поэтому, с этническим сибирским буддизмом ещё как-то можно мириться, европейский буддизм же Оле Нидала вызывает по меньшей мере настороженность.

Чтобы считаться в современной России "традиционными", надо быть не просто очень древними. Сто, сто тридцать и даже триста-четыреста лет непрерывного существования в расчёт особо не принимаются - поскольку русские баптисты и адвентисты остались при этом русскими (а религия русского народа - Православия), у финов же, немцев, поляков, литовцев и т.д. имеются свои национальные государства. Конечно, кровное родство по прямой нынешних российских протестантов или иудействующих (субботников) со стригольниками или жидовствующими конца XIV- начала XVI вв. установить невозможно. Однако, вряд ли баптисты, пятидесятники и адвентисты, часть которых являются именно прямыми потомками русских духовных христиан-молокан (течения, зародившегося в XVIII столетии), согласятся с доводами поборников "традиционной религиозности"...

Далее, "традиционная религиозность" предполагает прочную связь с этничностью ("у каждого народа должна быть своя вера"). При этом совершенно не обязательно, чтобы она была актуальной для носителей этничности дня сегодняшнего (этого практически нет и у
русских, - разумеется, и тех, кто считают себя православными); поэтому достаточно исторических "прецедентов". Связь с этничностью объясняет присутствие в "почётном списке" превилегированных конфессий иудаизма, в этом случае без этнологических хитросплетений пришлось бы ой как туго. Политкорректные формулировки, типа "Ваши пророки - наши пророки", пастыри и паства понимать отказываются, а на
этническую "наживку" клюют ("дескать, еврей должен быть иудаистом, так же как русский - православным"). Хотя евреи и
живут по всему свету, а с некоторых пор и восстановили свою
государственность (а в России по большей части секулярны), - они остаются, в соответствии с логикой этнорелигиозной традиционности, этносом, культуру которого сформировала национальная религия.

В случае объединения России и Белоруссии Римско-Католическая Церковь получит в новом государстве и "коренной" этнос и "каноническую территорию". То есть, по всем признакам, сможет претендовать на статус "традиционной конфессии" со всеми вытекающими отсюда "прозелитическими" последствиями. Так что, если объединение с Белоруссией неизбежно, срочно нужно переосмысливать природу термина "традиционная конфессия"...

Михаил Жеребятьев, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования