Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Баня пакибытия. Почему за духовным очищением в эти дни надо ходить на Чистые пруды?


Тонны бумаги и несчетное количество гигабайтов глобальной сети истрачены на то, чтобы повторить и без того очевидный тезис: рост числа храмов РПЦ МП, ее интегрированность в общественно-политическую жизнь России никак не влияют на состояние нравов народа, Россию населяющего. А после воинственной риторики Всеволода Чаплина, бизнес-разоблачений Патриарха Кирилла (Гундяева), всех этих часов-машин-квартир, после сгона людей из регионов к ХХС, после кровожадных призывов к самой жесткой расправе с "Pussy riot" и вообще со всеми недовольными гражданами, после попыток Владимира Легойды использовать "телефонное право" для подавления "антицерковной шумихи" в СМИ, после открытой и быстро саморазоблачившейся лжи в интервью Соловьеву… В общем, после всего этого и многого другого, "о немже не леть есть и глаголати", РПЦ МП воспринимается светским обществом не как источник духовности, а как большая нравственная проблема, как позолоченный на бандитские "мокрые" деньги гвоздь в крышку гроба исторической России.

Но незыблемость ценностей, "момент истины", стремление к правде, очевидно, заложены в человеческую природу. Самая отчаянная борьба со всеми этими "пережитками" не в силах их уничтожить. "Душа человека по природе христианка", - не без оснований повторяют верующие люди. Так стоит ли удивляться, что эта душа потянулась туда, где можно глотнуть хоть немного свежего воздуха среди окружающей нас, россиян, атмосферы паранойи, лжи, цинизма и запредельного, развратного кичения своим богатством коррумпированными чиновниками из "партии жуликов и воров"?

Да, мы наблюдаем парадоксальную, на первый взгляд, картину. За свободой, за правдой, за творчеством народ потянулся не в сомнительный ХХС, дерзновенно "оскверненный" юродивыми панк-девами, а "к Абаю", на Чистые пруды, где разбит лагерь оппозиции. Впрочем, слово "оппозиция" применительно к этому лагерю звучит как-то затерто, невыразительно, неактуально. В зачищенной Москве, квинтэссенцией которой стал проезд В. Путина на свою инаугурацию 7 мая по мертвому городу, где не было не только людей, но и бездомных кошек или птиц (спасибо, деревья не срубили!), - такой Москве уже не до "оппозиции", она стремится к элементарному праву собираться больше трех, свободно говорить на интересующие ее темы, петь и общаться с единомышленниками, сидя на траве у фонтана. Для путинской Москвы даже эта малость, на которую в европейских городах никто не обращает внимания, выглядит историческим прорывом из путинского средневековья в либеральный ХХ век. (Не говорим в XXI, потому что речь о свободных выборах, СМИ, независимых судах или сменяемости власти пока даже не идет.) Не даром площадку перед Абаем уже неделю не покидают крупнейшие мировые телекомпании, а растерянные полицейские ходят вокруг с какой-то странной нерешимостью. Граница лагеря на Чистых прудах – не географическая, а историческая. Этот лагерь придал наконец оппозиционному движению в России нравственное, духовное измерение, в свете которого даже как-то сам собой отпадают вопросы типа "а кто ваш лидер?" или "кто, если не Путин?" Обитатели и посетители Чистых прудов не инфантилы-дикари, которые ничего не могут без лидера, они – сами себе лидеры, они личности. Не верится? – "Прииди и виждь!"

Но в чем секрет этого очищающего духовного воздействия событий, подобных сокрушению Берлинской стены, провалу ГКЧП, киевскому Майдану, московским Чистым прудам? Он, как нам думается, состоит в переходе от той или иной формы рабства, страха, закабаления к человеческому достоинству – без гордыни, лишнего пафоса, может, даже без слез. Но забыть этот опыт перехода или изменить ему, тому возвышенному ощущению, которое дает прикосновение к правде в свободе, братание с тысячами других личностей, уже невозможно. Ведь даже классическая акция протеста – митинг, шествие, пикет – не делает человека, гражданина вполне свободным: там все еще остается мотив "дружбы против" и остается известный страх или ненависть. Классическая акция протеста действует в том же регистре, что и объект ее протеста. На Чистых прудах народ поднялся над всеми этими "россия-без-путина", над убогой российской "политикой". Ведь "Дух дышит, где хочет".

Валерий Степанов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования