Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«День Святого Георгия», версия 2012. События 6 мая на Болотной как смена вех в духовной и политической ориентации гражданского сообщества в России


История России поистине сакральна. Аккурат в день, когда Церковь совершает его память, святой Георгий Победоносец, увековеченный на гербе "Третьего Рима", вновь явил силу свою покровительствуемому стольному граду и "сокрушил копьем ненавистного либерального змея в его поганом Болоте".

Змей этот, впрочем, как и полагается рептилии, сам на людей не нападал и нападать не собирался, если только эти люди его болезненно не провоцировали. Кроме того, он оказался еще очень даже интеллигентным чудищем и ничего не хотел, кроме того, чтобы занять достойное ему место в этом разнообразном мироздании, не нарушая гармонии прав и свобод других его обитателей и рассчитывая на то, что и его законные права и свободы также не будут задеты. Но на следующий день должно было состояться событие, имеющее эсхатологическое значение для кремлевской Руси - введение в должность ("восхождение", как сказал глава РПЦ МП) традиционного и, похоже, вечного (как в любимой им КНДР) российского президента В.В. Путина. Не могло в такие дни не произойти чуда. И грянуло оно, хотя облик "Святого Георгия" явился на этот раз в довольно неприглядном "космонавтском" образе "рыцарей правопорядка" в пепельно-серых омоновских комбинезонах, супершлемах и резиновых дубинках в руках… С глазами, полными равнодушия и презрения…

Впрочем, ладно, хватит, ерничая, использовать сакральные образы в фельетонном контексте, хотя и нельзя исключить того, что именно подобным образом оценивают драматические события 6 мая на Болотной площади довольно многочисленные ныне адепты хоругвеносно-политического "православия".

Итак, впервые за более чем 20 лет открытого протестного движения мы столкнулись с провокацией. Не хочу рассуждать о ее конкретных инициаторах и носителях, упомяну только о некоторых "провокациогенных" факторах. Среди них - обозначение акции как "Марша миллионов", хотя очевидно было, что собрать можно несколько десятков, до сотни, тысяч человек; возможность пронести "технические средства" через густую сеть милицейского контроля (в данном месте это было возможно только в случае договоренности со стражами порядка или если средства принесли они сами); руководящая роль лево-радикалов. Не в последнюю очередь их неожиданные действия привели к тому, что события начали развиваться по острому сценарию. Кстати, напомню, леворадикальные группировки в Европе 1970-80-х часто выступали в качестве инструментов спецслужб, как стран коммунистического блока, так и… своих собственных.

Так или иначе, но "Марш миллионов", закончившийся ментовским "мочиловом", был активно использован нынешней властью на пропагандистском фронте. Таким образом был создан надлежащий социопсихологический фон, на котором эта власть могла вести себя так, как она ведет себя в последнее время- открыто и нагло, словно говоря: "Да, мы коррумпированные, мы прогнили экономически, политически, и морально, но мы творим что хотим, мочим всех подряд, потому что вы, наши оппоненты, быдло, или, в более корректных терминах, "народ Российской Федерации", c которым можно осуществлять любые политические и идеологические манипуляции, не ожидая никакого сопротивления". Примером этого отношения и стал день инаугурации, когда центр Москвы своими абсолютно пустыми улицами своими напомнил разве что северокорейский Пхеньян, а не столицу современного государства (правда, в КНДР в подобных случаях все ж собирают организованные шеренги трудящихся для того, чтобы поплакать или, напротив, порадоваться, в зависимости от директивы ЦК, Путин же ехал по 100-процентно "зачищенной" стране, без признаков жизни), а ментовский беспредел стал еще более циничным и грубым. И на фоне всей этой апокалиптики в златоглавом Кремле исполнялась симфонии единства власти, народа и "Церкви", написанная по каким-то эклектичным и создающим ощущение какофонии нотам.

Впрочем, эффект для власти во всем этом очень кратковременный. Слишком дело далеко зашло, и какие тут пиар-ходы ни предпринимай, эрозия режима становится необратимой и ускоряется. Налицо тотальный кризис доверия, а следующим этапом, по всей политической логике, будет начало разрушения социальной базы нынешней правящей элиты.

Ведь какими бы драматичными, а для кого-то душевно трагичными, не были события 7 мая - они несут в себе некоторые уроки, усвоив которые, наше гражданское общество выйдет на новый виток развития.

Первый из этих уроков заключается в том, что теперь даже самый закоренелый демократический "традиционалист" согласится, что традиционная антитеза "демократия- коммунизм" (" социализм", "фашизм") почила в Бозе. Реальна только дихотомия "демократия – тоталитаризм", причем последний может рядиться в самые разнообразные идеологические одежды - маркcистского коммунизма, национализма, национал-клерикализма, и разных прочих "-измов", в зависимости от конкретно-исторических традиций и глубины фантазии пропагандистской обслуги режима. Общее у них одно - коррумпированная, олигархическая и страшно далекая от народа власть, опирающаяся на насилие, физическое и духовное, подавление любой возможности фактического развития гражданского общества, уродливое социальное и экономическое развитие. Примеров всего этого имеется великое множество в современной России.

Второй урок предназначен более для духовно ориентированной части граждан. Он заключается в том, что тоталитаризм - это не обязательно противостояние религии и Церкви с одной стороны и государственно-партийной машины с другой. Скорее всего, более типичной для современного тоталитарного общества является именно ставка на религию (с обязательной приставкой "традиционная", но при этом происходит вырождение и трансформации религии в ритуальный культ и банально земную политическую идеологию). Более того, в процессе своей эволюции тоталитаризм в некоторые переломные моменты может даже объявлять веротерпимость, которая в результате оказывается лишь переформатированием религиозного расклада в пользу новой приближенной к власти идеи.

Наконец, третий урок заключается в ограниченности и некоторой выхолощенности протестного движения, так красиво стартовавшего в декабре. Очевидно, что настала пора более системных, более разнообразных действий, направленных на разрешение общественных проблем. Проще говоря, теперь протесты необходимо направлять по делу, а не только против определенных и, надо сказать честно, очень малосимпатичных лиц. Однако для подробного обсуждения этого урока страницы Портала о религии - не самое подходящее место.

А вернувшись к сакральной образности в событиях 6 мая, поразмыслив над их уроками, начинаешь совсем по-иному судить о том, кто все-таки на Болотной был ‘Святым Георгием", а кто - "змием".

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования