Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Неэффективный менеджмент «эффективного менеджера». Церковь, отнимающая поликлинику, детский сад или музыкальную школу, выбрасывающая на улицу музей, вызывает озлобление


Нынешний медиа-скандал вокруг главы РПЦ МП взбудоражил российское общество. Кому-то вдруг понадобилось поднять на свет старую уже тему с часами Патриарха Кирилла (Гундяева) – и вот патриархия уже вынуждена официально оправдываться за "ошибки" своей пресс-службы, убравшей в фоторедакторе часы (которых Кирилл, по его словам, никогда не надевал) с патриаршей руки, но оставившей их тень на столе. Более того, при ретушировании часов в программе "не заметить" их отражение попросту невозможно. Можно предположить, что отражение оставили на фото намеренно, но развивать сложные теории о том, кто за этим стоит и какая цель этим преследовалась, мы не будем.

Сам Патриарх поступил, конечно, некрасиво – малодушно соврал, согрешил. Но с кем греха не бывает? Со всеми бывает. И, казалось бы, сейчас самое время, во время Великого поста, избавить паству и "внешних" от искушения – продать пресловутый "Брегет" и деньги раздать нищим сиротам и убогим. Но ничего подобного мы не видим. Более того, по мнению ряда церковных и светских деятелей, например В. Чаплина или М. Шевченко, Патриарх имеет полное право носить то, что ему захочется, пускай это будут самые дорогие вещи, и вправе не тратить свои деньги на то, чего он не считает для себя важным.

Однако церковное предание ясно осуждает стремление епископов к роскоши. В III веке Антиохийский Собор отлучил от Церкви занимавшего престол Антиохии епископа Павла Самосатского за ересь. Сохраненное церковным историком Евсевием соборное послание в резких выражениях описывает гордость, кичливость и напыщенность Павла, его тщеславие и ненасытное стремление к роскоши, к пиршествам и пресыщению, а также добавляет, что Павел помогал и своим пресвитерам и диаконам скрывать различные смертные грехи, не оздоровляя церковный клир, но попуская еще большему его разложению. Неизвестно, как бы сложилась дальше ситуация с отлученным иерархом, если бы языческий император Аврелиан не взялся исполнить решение Собора и изгнать Павла из Церкви.

В V веке антиохийский священник Иоанн Златоуст в своих знаменитых словах о священстве говорил, что священнику "надлежит быть дальновидным, смотреть тысячей глаз, потому что он живет не для себя одного, а для такого множества людей. Невозможно священнику скрыть свои слабости, малейшие его недостатки делаются известны". Несколько ранее, в IV веке, святой Григорий Богослов горячо обличал современных епископов, которые перестали быть пастырями, а сделались волками, от которых общество не могло ожидать себе добра. По роскоши жизни епископы могли равняться с консулами, правителями областей, со знатнейшими из военачальников: "Если им приходилось выезжать, то они ездили на отличных лошадях, блистательно высились на колеснице, любили чтобы встречали и провожали их с подобострастием, особенно любили вкусные яства и мягкие и волнующиеся одежды… Пастыри по отношению к слабым как львы, а по отношению к сильным как собаки, всюду сующие свой нос и пресмыкающиеся чаще у дверей людей влиятельных, нежели у дверей людей мудрых". "Кто смотрит на вас, — заключает Григорий, — тот пойдет противоположной стезей. И это единственная польза от вашей испорченности".

Можно было бы привести сотни примеров из церковной истории того, как епископы и Патриархи оправдывали подсудимых за взятки, продавали пожертвованные частными лицами в Церковь имущества и присваивали деньги, распоряжались церковными деньгами как своими собственными, продавали таинства. Но, тем не менее, все это осуждалось церковными Соборами, за "должностными преступлениями" клириков следила не только церковная, но и государственная власть.

В первые четыре века христианства церковные деньги составляли достояние бедных и расходовались на пропитание неимущих, призрение сирот, лечение больных, погребение бедных христиан и т.п., духовенство никаких особых прав на них не имело. Одним словом, Церковь выполняла огромное социальное служение и защищала низшие слои общества. Даже в Российской Империи церковный бюджет был "прозрачен" для общества. Если открыть российские церковные журналы XIX века, то там можно обнаружить все сметы, все доходы и расходы епархиальной казны, церковных школ, свечных заводов, строительных комитетов, сберегательных касс взаимопомощи для сирот и бедного духовенства, где учтена каждая копейка, каждая пара выданных ученикам сапог или портянок, каждый рубль поступивших пожертвований. В церквях велись особые книги братских доходов, имелись описи церковного имущества, книги вскрытия церковных кружек и тарелочных сборов — все это контролировалось благочинными. Ныне в РПЦ МП ничего этого нет. Куда уходят выделенные Церкви частыми лицами или государством суммы – никто никогда до конца не узнает.

К сожалению, никаких мер к исправлению в РПЦ МП не наблюдается. Провозглашенная в 90-х годах прошлого века новая "национальная идея" — "главная ценность это деньги" — принесла свои плоды. Стремление к богатству, к роскоши буквально захлестнуло Церковь (как, впрочем, и общество) в последние десятилетия. И Патриарх подает в этом своим подчиненным пагубный пример. Именно демонстративная роскошь иерархии, высшего священства компрометирует Церковь больше всего.

Между тем у РПЦ МП есть огромное богатство, огромный нравственный капитал – это вера в нее сотен тысяч людей. Вера, которая может сдвинуть горы. Именно на это сделал бы ставку хороший менеджер. Возвратиться к настоящему служению обществу, привлекать предпринимателей для инвестиций в, как сейчас модно говорить, человеческий капитал, а не в возведение дворцов и золочение куполов или приобретение недвижимости — вот что мгновенно погасило бы поднявшуюся ныне волну антиклерикализма.

Еще раз повторю, что настоящий верующий Патриарх сделал бы главным направлением своей деятельности привлечение и воцерковление народа российского, а не их кошельков. Этого можно достичь лишь воплощением в жизнь евангельского учения Господа Иисуса Христа, в частности, через отказ от роскоши лично Кирилла и его епископата, активную благотворительность, выведение из тени церковного бюджета.

Еще одним, на наш взгляд, крайне необходимым условием является отказ от заигрывания с сильными мира сего, с политиками и властями. Притязания Церкви на политические преимущества в светском государстве, каковым является Российская Федерация, - вот еще один источник антиклерикализма в обществе. За прошедший век цивилизация ушла далеко вперед по сравнению с "веком Империй", люди и общество сильно изменились. Возврата к старому быть не может, а насильное навязывание религиозных норм прошлого вызовет лишь неприятие, непонимание и ненависть, как это было, например, во Франции на рубеже XIX и XX веков. Тогда стремление католической Церкви в союзе с роялистами и националистами к возвращению "старых порядков" вызвало раскол в уже изменившемся обществе и ненависть к католицизму. Закон 1905 г. об отделении Церкви от государства способствовал нормализации отношений Церкви и общества на рациональной основе.

Согласно опросам, граждане России хотят видеть свою Церковь всецело "духовной", не такой как государство или бизнес-структуры, а живущей по другим законам – законам святости и чистоты. Это вполне соответствует традиционной ментальности русского народа, российского идеократического общества. Церковь, отнимающая у народа поликлинику, у детей детский сад или музыкальную школу, выбрасывающая на улицу музей или картинную галерею — вызывает лишь неприятие и озлобление. Но способны ли вернуться иерархи РПЦ МП к исполнению Христовых заповедей – покажет будущее.

Игорь Фирсов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования