Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Враги в одной лодке. Рост исламофобии и ограничения религиозных прав мусульман в Европе ударяют и по интересам иудеев


Эту статья пишется через несколько дней после того, как в Израиле были похоронены жертвы теракта в еврейской школе французского города Тулуза, и через несколько часов после первого сообщения, что террорист Мухаммад Мера, подозреваемый в этом преступлении, погиб в перестрелке с полицией. Впрочем, и до этой трагедии отношения французских и вообще европейских иудеев и мусульман оставляли желать лучшего. Поэтому утверждение, что в последние годы эти общины нередко оказывались по одну сторону баррикад, может прозвучать странно. Однако с фактами не поспоришь.

Последний подобный случай имел место как раз во Франции, где в ходе президентской предвыборной кампании премьер-министр Франсуа Фийон предложил евреям и мусульманам отказаться от традиционной практики ритуального убоя животных. Как заявил премьер, верующим надо задуматься, "стоит ли придерживаться традиций, не имеющих ничего общего с современным уровнем науки, технологии и здравоохранения. Древние традиции ритуального убоя в прошлом были оправданы с точки зрения гигиены, но сегодня устарели; мы живем в современном обществе".

Для тех, кто не в курсе, поясним, о чем идет речь. На большинстве современных боен животных перед смертью оглушают электрическим током. Иудеи и мусульмане этого не делают, поскольку их религиозные законы предписывают, чтобы животное в начале его умерщвления оставалось в сознании. Поэтому ритуальный убой подвергается постоянным нападкам со стороны защитников животных, несмотря на заверения иудеев и мусульман, что их традиционная техника является наиболее безболезненной.

Разумеется, "рекомендация" французского премьера обязательной силы не имеет. Однако просто отмахнуться от нее тоже нельзя, поскольку в некоторых странах - Швейцарии, Норвегии и Швеции - ритуальный убой уже запрещен, а в других европейских странах эта идея активно обсуждается. В Голландии, к примеру, соответствующий законопроект недавно был поддержан нижней палатой парламента, и был остановлен только в Сенате. Так что французским евреям и мусульманам есть от чего беспокоиться.

Впрочем, без мяса, в крайнем случае, можно жить. В еврейской истории было немало случаев, когда отдельные люди и целые общины, не имевшие возможности доставать кошерное мясо, переходили на вынужденное вегетарианство. Однако современным европейцам не нравятся и многие другие обряды, которые в иудаизме и исламе считаются заповедями. Так, прошлой осенью почтенное объединение голландских врачей "Королевское общество развития медицины" выступило с резкой критикой обрезания, которое, по мнению медиков, следует признать "болезненным и опасным ритуалом". Датские социал-демократы также неоднократно высказывались в пользу полного запрета обрезания мальчиков.

Подобные законодательные инициативы возникали и в прошлом. К примеру, в тридцатые годы ХХ века ритуальный убой был запрещен в нацистской Германии; соответствующего запрета так же настойчиво добивались правые польские партии. Однако нынешняя кампания против религиозных ритуалов преследует иные цели. Нацисты или польские правые боролись с "еврейским влиянием". Нынешних европейцев местные евреи особо не волнуют, и главной мишенью подобных законопроектов являются иммигранты из мусульманских стран, не желающие абсорбироваться и ассимилироваться. С той же целью в Европе запрещают строить минареты или носить хиджабы в общественных местах.

Однако многие еврейские и мусульманские ритуалы очень похожи, а правила политкорректности не позволяют придать запретам адресный характер, запретив те или иные практики только магометанам. В результате религиозные евреи то и дело оказываются в одной лодке со своими нелюбимыми соседями.

Отношения между европейскими иудеями и мусульманами в ближайшее время вряд ли станут лучше. Однако если нынешняя тенденция сохранится, этим общинам волей-неволей придется научиться сотрудничать. По крайней мере, в вопросах, связанных с защитой своих религиозных прав и свобод.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования