Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Пляски в ХХС и ревность не по разуму. Если руководство РПЦ МП убедит чиновников спустить дело на тормозах, то с точки зрения его долговременных интересов это будет оптимальный выход


О "панк-молебне", устроенном группой "Pussy Riot" в храме Христа Спасителя 21 февраля, не писал за последние три недели только очень ленивый. Так что можно не утруждать себя предисловиями, и сразу переходить к сути.

Прежде всего, позволим себе не согласиться с теми авторами, которые пытались изобразить дело так, будто в храме не произошло ничего предосудительного. Можно сколько угодно вспоминать о масленице или даже о традициях православного юродства, но в данном случае это будет не вполне в тему. Русские юродивые были "воцерковленными" людьми, действовавшими в рамках православной традиции, чего про воинствующих феминисток сказать совершенно невозможно. Так что, если уж приводить исторические параллели, то выступление "пуссей" скорее напоминает "Всешутейший и Всепьянейший собор" Петра Великого.

Вместе с тем, важно не перегибать палку и в другую сторону. При просмотре ролика, выложенного в сети сразу после акции, может показаться, что в ХХС имел место полноценный шабаш с электрогитарами и другой аппаратурой. Однако, если посмотреть внимательнее, то становится понятно, что это монтаж, а непосредственно в храме имело место дрыгоножество и рукомашество продолжительностью максимум несколько минут, скорее всего - вообще без звукоряда.

В ходе акции девицы никого не побили, ничего не поломали; храм не был осквернен, и его не пришлось переосвящать заново. Тем не менее, с точки зрения многих граждан, причем не только православных, подобное поведение в церкви недопустимо и оскорбительно. Таким образом, перед нами деяние, квалифицируемое Кодексом об административных правонарушениях как мелкое хулиганство, т.е. "нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу".

Согласно той же статье кодекса, подобное правонарушение "влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток". Если бы этим все ограничилось, подавляющее большинство сочло бы это наказание заслуженным и справедливым. Однако благопопечительное начальство решило раззудить плечо, показать удаль молодецкую и покарать кощунниц по полной программе. Двух девиц – видимо, воспринимаемых внутренними органами в качестве зачинщиц - задержали и приговорили к досудебному аресту (хотя в отношении обвиняемых в убийстве российский суд нередко ограничиваются подпиской о невыезде), а само дело возбудили не по административной, а по уголовной статье, предусматривающей лишение свободы на срок до семи лет. (Даже если дело ограничится условным сроком или штрафом – суд назначен только на апрель, так что панк-богомолицы рискуют провести за решеткой больше пятнадцати суток.)

Более того, две из арестованных женщин не подтверждают своего участия в акции в ХХС, и с немалой вероятностью посажены просто за компанию, или же с целью добыть компромат на других членов группы.

Как вспоминали Вайль и Генис, в советские времена многие из тех, кому не нравилось творчество художников-модернистов, воздерживались от критики в их адрес, не желая оказаться в союзниках у искусствоведов с бульдозерами. Нечто подобное происходит и сегодня. С одной стороны, шабаш в ХХС невозможно оставить безнаказанным, а с другой – как можно призывать к "справедливому", или даже "не слишком суровому" наказанию, если уже сейчас, до всякого суда, оно явно несоразмерно содеянному?

Совершенно не исключено, что жесткие меры против "пуссей" были приняты вовсе не по инициативе церковного начальства – своими прежними акциями бойкие девицы успели немало насолить власть имущим, и те могли воспользоваться случаем, чтобы разобраться с ними якобы от имени оскорбленных православных. Тем не менее, этот скандал может ударить именно по репутации Церкви в России. Уже сейчас мятежницы начинают приобретать в глазах части общества ореол мучениц. Если теперь девицам сдуру влепят несоразмерное наказание, эти настроения только усилятся, причем всех собак повесят именно на РПЦ МП.

Возможно, осознание этого факта стало одной из причин обращения нескольких верующих к Патриарху с просьбой "ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела". С процессуальной точки зрения это нонсенс: дело против "пуссей" было возбуждено не по заявлению Патриарха или РПЦ МП и, соответственно, подобное ходатайство юридически бессмысленно. Однако все понимают, что такие вопросы решаются нынче в России не только и не столько по букве законов и кодексов. Поэтому если церковное руководство келейным образом сумеет убедить ревностных не по разуму чиновников спустить дело на тормозах, сопроводив это однозначным заявлением, что уже понесенное наказание было необходимым и достаточным, то с точки зрения долговременных интересов РПЦ МП это был бы, наверное, оптимальный выход.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования