Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Еще одна война»


Человечеству живется нелегко. Но, кажется, что, чем дальше мы продвигаемся по спирали мировой истории, тем больше открывается нашему взору разного рода возможностей, "горизонтов", "перспектив". Человек как будто обретает сегодня то, чего так вчера не хватало для счастья, – но счастье почему-то ускользает.

И в этом движении к "вечно ускользающему счастью" человек оказывается в роли кота, пытающегося поймать свой собственный хвост – чем быстрее рывок к кончику хвоста – тем быстрее этот хвост ускользает. Образов такой "вечной погони" можно привести множество, тем более, история человеческой культуры неоднократно отражала ее и в назидательных притчах, и в тех или иных мифах о Тантале, Сизифе, Эриниях и т.п.

Но ни притчи, ни мифы не способны остановить человека в его "вечной погоне". Как же можно остановиться, когда мир "не останавливается" и постоянно меняется? Вернее, меняет его опять-таки человек, сам оказываясь в заложниках своей "воли к изменениям". Да и сама сфера изменений не абсолютна. Так, по крайней мере, считалось раньше, и, по крайней мере, верующими в Бога, ограничивавшими сферу человеческого могущества всемогуществом Бога.

А вот сегодня - и со стороны верующих - с таким утверждением согласятся далеко не все. Может ли человек оставаться в прежнем "кенозисе" (умалении), когда он достиг управления атомом, создает "искусственный интеллект", по многим параметрам превосходящий возможности его самого (т.е. человека)? Да и космос постепенно осваивается, вот уже можно узнать не только происходящее на Марсе или Юпитере, а и в отдаленных межгалактических пространствах. Стоит ли принижать свои собственные возможности?

Правда, никак не прекратятся земные войны - древняя страсть к победе то и дело прорывается наружу, иногда в весьма варварских формах. Но сами идеологи войны неустанно повторяют, что воюют они для того, чтобы войнам "в конце концов" пришел конец. А потом, не все воюют. Большинство следит за войной с экранов телевизоров, с газетных страниц, с интернет-сайтов. Так не пора ли признать грядущее всемогущество человека и увидеть, наконец, "свет в конце туннеля" на пути к так долго ускользавшему счастью?

Однако, если представить, что все социальные проблемы решены, а овладение Вселенной "не за горами", то тут-то и пробегает какой-то неприятный холодок по спине. Смерть! Ведь каждому предстоит умереть. И если использовать стилистику одного из пролетарских прозаиков, оказывается, что "звучать"-то человеку можно беспредельно "гордо", но не так долго, как этого бы хотелось.

Кроме того, со смертью в нашу прогрессивную эпоху дела обстоят, как выясняется, даже хуже, чем раньше. Ведь на заре цивилизации отношение к смерти было куда более спокойным. Многие ритуалы, практиковавшиеся в древних религиозных системах, просто включали в себя чью-то смерть. А сегодня умирать начинает не хотеться все больше и больше. Чем больше достижений цивилизации – тем больший контраст в нашу жизнь вносит смерть. И чем ближе к сегодняшнему дню, чем цивилизованней среда – тем больший смерть вызывает страх. Так не пора ли объявить смерти войну? Ведь смерть сегодня, когда человечество вплотную подошло к массовому распространению бесконечного воспроизводства уникальных ДНК (клонированию) –воспринимается как какой‑то атавизм.

Раелиты уже нашли выход из положения – задумка "высших существ" для них состоит в том, чтобы человек обеспечил себе бессмертие. Но у раэлитов в "войне против смерти" есть неожиданные союзники – и не откуда-нибудь, а из России, и опирающиеся на само Православие! Это последователи русского философа Николая Федорова, более ста лет назад объявившего войну смерти. Федоровцы прямо заявляют, что смиряться со смертью просто безнравственно для "царя природы". В их представлениях, Христос ждет от человека, когда последний начнет, наконец, "войну со смертью", чтобы достичь бессмертия и всеобщего воскрешения. Вот это настоящий нонконформизм, и, можно сказать, русский максимализм. А все остальное – промежуточные меры, своего рода "эвтаназия" для успокоения нервной системы тех, кто еще не отошел "к праотцам".

Так что можно считать, что смерти война объявлена и даже уже идет. Однако ее еще нужно выйграть, что совсем не просто. Но только, если победа, вопреки всему скепсису, который сопутствует этой войне, будет все-таки достигнута, то не придется ли констатировать смерть иного характера - ту, о которой говорил Ницше, произнося свое фатальное: "Бог умер"?..

Антон Виноградский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования