Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Эстонский узел» становится «эстонской моделью»


Последние новости из Эстонии, новое правительство которой начинает понемногу возвращать церковную собственность РПЦ МП, могут свидетельствовать о том, что "эстонский узел", некогда разделивший два крупнейших православных патриархата, Московский и Вселенский (Константинопольский), начинает распутываться.

Напомним, что в 1996 г. РПЦ МП разорвала каноническое общение со Вселенским патриархатом на срок около пяти месяцев по причине "неканонических" действий константинопольских церковных властей в отношении эстонской территории. Суть конфликта заключалась в споре, главный вопрос которого был: чьей канонической территорией является Эстония? В ход пускались самые разные канонические и исторические аргументы. И если защитники "юрисдикции митрополита Корнилия (Якобса) [РПЦ МП]" употребляли в основном "имперскую риторику" (вроде: "Эстония всегда была русской землей!"), то апологеты Константинополя апеллировали к принципу юрисдикции. Согласно этому принципу, Эстония как государство, вышедшее из орбиты СССР-России, уже не является "канонической территорией" РПЦ МП, а по сложившемуся порядку церковно-канонического устройства православного мира должна стать "канонической территорией" Константинополя. В пику "обезумевшим фанариотам" публицисты РПЦ МП стали приводить самые разные обоснования невозможности такого толкования, среди которых доминировали два. С одной стороны, СССР – великая держава, и порядок, сложившийся в результате раздела мира между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем ("ялтинское мироустройство"), – нерушим. Такая аргументация особенно была по душе левым и прокоммунистическим православным. С другой стороны, говорили, что с Константинополем вообще не стоит считаться, ибо он заражен самыми разными ересями -- экуменизмом (действительно, Патриарх Варфоломей открыто молится и сослужит с Папой Римским), филетизмом (правда и то, что для многих цареградских богословов отождествление "эллинскости" с православием – почти догмат) и модернизмом (принятие нового, фактически григорианского календаря, сокращения богослужений, отказ от исповеди) и т.д. Этот тип аргументации был близок "правым", державникам и борцам с "масонским засильем" в Православии.

Тот конфликт продолжался не очень долго и был уврачеван во многом благодаря усилиям митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который путем сложного переговорного процесса ввел отношения двух крупнейших православных юрисдикций в цивилизованное русло. Если бы это не удалось, раздел "канонических территорий" перекинулся бы на других части постсоветского пространство и весьма ослабил бы положение РПЦ МП в православном мире и вообще на международной арене.

Однако экспансия Константинополя продолжалась, и совсем недавно, около года назад, предстоятель РПЦ МП обращал к Патриарху Варфоломею горькие укоризны, обвиняя его в создании "препятствий достижению желаемого согласия" и фактическом срыве подготовки "Великого и Святого Собора". Патриарх Алексий II говорил тогда о действиях Варфоломея, "разрушительных для православного единства и лишь способных вызвать глубокий кризис в межправославных отношениях".

Нынешнее развитие событий скорее похоже не только на примирение застарелых "спорщиков". Константинополь по-прежнему рассматривает Эстонию как свою "каноническую территорию". Тот факт, что храмы передают в собственность государства с последующей передачей ЭПЦ МП, заставляет вспомнить о том, что Эстония медленно, но верно становится частью Западной Европы, отделенной от России политическим, визовым и военным барьером, где неизбежно будет воплощена "юрисдикционно-демократическая" модель церковного устройства. Одно государство – много Церквей: таково возможное решение эстонского узла. Константинополь, по всей видимости, уже принял эту модель, ведь ему не привыкать жить в диаспоре. Согласятся ли с этим в Москве – этот вопрос еще не получил внятного ответа…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования