Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Плюрализм и демография. Израильские реформисты и консерваторы требуют назначать районных раввинов из их числа


В последнее время тема районных и городских раввинов поднималась в израильской прессе дважды. Сначала выяснилось, что правительство собирается чуть ли не вдвое увеличить жалование служителей культа. А вскоре после этого представители неортодоксальных иудейских течений обратились в Верховный суд страны с жалобой на дискриминацию, требуя, чтобы на должности городских и районных раввинов назначали не только представителей ортодоксии.

Стоит отметить, что это не первое судебное обращение подобного рода. Несколько лет назад те же реформисты и консерваторы требовали представительства в местных религиозных советах (муниципальных органах, отвечающих за организацию местной религиозной жизни; члены религиозного совета назначаются муниципалитетом, местным раввином и министерством по делам религий, и левые партии время от времени выдвигали своих кандидатов – неортодоксов). Тогда Верховный суд принял решение в их пользу, что привело ко многочисленным скандалам и бойкотам со стороны ортодоксов, которые даже призывали ликвидировать сам институт религиозных советов, лишь бы не сидеть вместе с "еретиками".

В настоящий момент авторы петиции требуют, чтобы раввин-неортодокс был назначен в Иерусалиме, мотивируя это двумя соображениями. Во-первых, в израильской столице районных раввинов больше, чем в любом израильском городе – целых тридцать три. Соответственно, здесь "дискриминация" носит наиболее заметный характер. А во-вторых, именно во Святом Городе неортодоксальное присутствие наиболее заметно: в столице существует шесть реформистских и девять консервативных общин, одна из которых возникла еще в 1958 г. Кроме того, в столице находятся главные учебные центры неортодоксов: "Институт Шехтера", готовящий консервативных раввинов, и "Хиброу юнион колледж", где учатся будущие пастыри-реформисты.

Желание неортодоксов добиться официального признания, а также устроить на хлебные места кого-нибудь из "своих", вполне понятно. Тем не менее, в связи с упомянутым иском неизбежно возникает несколько вопросов.

Как показал опрос, проведенный этим летом, 56 % еврейского населения Израиля поддерживает отделение религии от государства. Заказчиком этого исследования выступила организация "Хидуш", тесно связанная с израильскими реформистами. Последние охотно ссылаются на эти результаты в своей борьбе с религиозным истеблишментом. Между тем, государственный раввинат служит наиболее наглядным олицетворением государственной религии. Соответственно, вступив в борьбу за казенное жалование, неортодоксы рискуют подмочить свою репутацию в глазах тех, кто выступает за отделение.

Впрочем, это не главное. На бумаге информация о пятнадцати неортодоксальных общинах столицы кажется достаточно солидной, особенно для постороннего наблюдателя. Однако на практике все выглядит совсем не так бравурно. К примеру, в иерусалимском районе Армон а-Нацив вот уже несколько десятилетий существует центр "Морешет Авраам" ("Наследие Авраама"), одна из самых успешных консервативных общин Израиля. Помимо синагоги, в здании общинного центра функционируют детский сад, библиотека, различные кружки. Рядом находится школа системы "Тали", идеологически связанной с консервативным движением. Но, несмотря на это, община остается весьма немногочисленной: по субботам в огромной синагоге редко собирается больше двух-трех десятков молящихся. В праздники ситуация чуть лучше, на Новолетие и Судный день в синагоге даже становится многолюдно – однако в основном за счет туристов и "захожан". Для сравнения – в "шаговой доступности" от общинного центра находится несколько десятков ортодоксальных синагог, и ни одна из них не пустует. Ту же картину можно наблюдать в консервативной синагоге близ Иерусалимского университета – в субботу там едва собирается миньян (молитвенный кворум из десяти взрослых мужчин).

У реформистов ситуация не лучше. Более того, большинство прихожан неортодоксальных синагог – выходцы из США, эмигрировавшие в Израиль. Несмотря на многолетние усилия, неортодоксам так и не удалось укорениться на Святой Земле (почему – тема для серьезного исследования).

Можно сколько угодно жаловаться на "ортодоксальное засилье". Однако невозможно отрицать, что нынешняя ситуация прежде всего отражает демографические реалии Израиля. За ортодоксальными лидерами стоят десятки тысяч верующих, десятки и сотни "приходов" в каждом городе. Среди лидеров неортодоксов есть весьма достойные и знающие люди – например, блестящий знаток еврейского права консервативный раввин Давид Голинкин. Однако, в отличие от Америки, в Израиле они остаются генералами без армии. И пока эта ситуация не изменится – никакие судебные вердикты не помогут.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования