Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Год пробудившейся совести. Основным ароматом 2011-го стал для россиян аромат весны и революции, когда они вышли на улицы и потребовали отставки лживой власти Путина


В 2011 году не случилось "самой главной" для наиболее "передовой" части человечества катастрофы – не произошло падения мобильных сетей и сети интернет. Такой возврат в "первобытное" состояние предсказывали некоторые религиозные пророки, например, шаманы в Алайской области на юге Кыргызстана, говорившие о том, что причиной этого станет взрыв ядерной бомбы в околоземном космическом пространстве. Опасность падения сетей признавали и ученые, видя причину в возможном повышении активности солнца. Пронесло – и читатель еще может читать этот текст. Хотя кто знает, что принесут миру оставшиеся дни. И, может быть, еще стоит поторопиться распечатать наиболее важные тексты. Хотя о Библии, Коране, Торе, Трипитаке, Лотосовой сутре, Бхагавад-гите и прочих священных книгах в этом смысле позаботились уже давно.

Начался год с домодедовского напоминания москвичам о том, что они, со своим благополучием на основном фоне нищей России, сидят на пороховой бочке. Январский взрыв в аэропорту стал своего рода ответом на антикавказские беспорядки 11 декабря 2010 года, но к особым изменениям ни в политике, ни в религии, ни в душах россиян не привел. К пороховым бочкам они привыкли. Страна "в кольце врагов" внутренних и внешних – этому с детства учили родителей нынешних детей, которые успешно переняли такой взгляд на мир и спокойно относятся и к партизанской войне на Северном Кавказе, и к продолжающимся разговорам о "происках Запада". Не то чтобы они сильно ненавидят всех этих "врагов". Просто эти вещи стали для них такой же нормой, как плохая погода в Москве.

Мартовское землетрясение в Японии и последовавшая за ним авария на АЭС в Фукусиме напомнили уже всему миру о том, насколько призрачны покой и стабильность, и что воистину "все в руках Божьих". Японцы послужили человечеству образцом духовного отношения к природным катаклизмам. Хотя и внутри японского общества не все гладко, но ему, по крайней мере, удалось не потерять лицо в глазах всего мира, в отличие от гаитян, которых в предыдущем году постигло такое же бедствие и которые не смогли удержаться от мародерства и драк в очередях за гуманитарной помощью.

РПЦ Московского патриархата вовсю старалась быть ньюсмейкером 2011 года. Протоиерей Всеволод Чаплин смешил народ разговорами о дресс-коде для русских женщин, педофилии в произведениях классиков и праве священников жить в богатстве и даже в роскоши, чтобы "не отставать от раввинов и муфтиев". Протодиакон Андрей Кураев дрался с атеистом в прямом радиоэфире. Иван Охлобыстин, запрещенный священник РПЦ МП, арендовал "Лужники" ради изложения массам своей "Доктрины 77". Но массы не пришли – и эта низкая явка "на Охлобыстина" стала общим символом тех результатов, которых добилась РПЦ МП вкупе с царствующим пока "тандемом".

Хотя в административном плане завоевания РПЦ МП продолжаются, эта Церковь добивается все большей государственной поддержки и собственности – даже за рубежом, как это показала история с конфискацией у французов в пользу РПЦ МП собора в Ницце, – а разговоры Патриарха Кирилла о "Русском мире" звучат все уверенней, однако все более правы те, кто отзывается о батюшках: "Уж очень далеки они от народа".

А ведь поддержка народа – вещь незначительная лишь до поры. Любая власть преходяща, и народный гнев может смести ее когда угодно. Это показала начавшаяся еще в 2010-м и активно продолжившаяся в феврале 2011-го революцией в Ливии "Арабская весна", когда власти не спасло ничто – ни деньги от экспорта природных ресурсов, ни оружие массового поражения, применяемое против демонстрантов. Этот же год еще раз подтвердил, что на смену тиранов часто приходит хаос – и хотя кровь перестает литься в застенках, не в меньшем количестве она проливается на улицах. И чаще всего – по религиозному признаку. Так было полвека назад в Индии после обретения независимости, когда при отделении от нее Пакистана в столкновениях на границе погибли тысячи мусульман и индуистов. Так это произошло и в этом году в Египте, где пролилась кровь не только мусульман, но и христиан-коптов.

На фоне этих массовых убийств "точечные" расстрелы Усамы бен Ладена американцами и Каддафи – ливийцами отходят на второй план, хотя и у них есть свое место в ряду событий года, перекликающееся с местом норвежца Андерса Брейвика, который также попытался "разобраться с исламской угрозой" с помощью автомата. Правда, направил он его почему-то на своих соотечественников. Его поступок бурно обсуждался в России, где проблема противостояния "белых" и "черных" стоит не менее остро, и "национальный лидер" которой был кумиром Брейвика.

Русский национализм при всем при том не слишком ушел в "коричневую зону". Наоборот, благодаря Навальному, Лимонову и иже с ними, он пополнил ряды оппозиции и подхватил ее лозунг о "партии жуликов и воров" и "России без Путина". В итоге получилось вот что. Если основным запахом 2010-го для России был запах гари от лесных пожаров, повлекший отставку московского мэра Лужкова, основным ароматом 2011-го стал для россиян аромат весны и революции, докатившийся до них с Ближнего Востока под самый занавес года – когда они наконец-то смогли мобилизоваться для наблюдения за выборами в Думу, зафиксировали наглые фальсификации и заговорили об отставке уже Путина.

100-тысячные митинги 10 и 24 декабря, собравшие не только и не столько потомственных диссидентов, антикапиталистов или тех, кому не додали зарплат, но главным образом людей с ущемленным чувством собственного достоинства, успешных людей, возмущенных тем, насколько открыто власть отказалась от соблюдения одной из главных заповедей "Не лги", эти митинги явились символом проснувшейся совести. Отчего она проснулась, не знает никто. Она не просыпалась в годы экономического кризиса – она проснулась сейчас, когда вроде бы все стабильно. И Сергей Удальцов, долгие годы выходивший вместе с остальной несистемной оппозицией по 31-м числам на Триумфальную площадь и сам устраивавший по 12-м числам Дни гнева с непременной 15-суточной отсидкой после них, неожиданно был замечен – уже не толпой, а великим сообществом сограждан, которые наконец возмутились вместе с ним.

Он не участвовал в спорах между Людмилой Алексеевой и Эдуардом Лимоновым, которые привели к расколу оппозиции из-за митингов по 31-м числам. Он просто продолжал свое дело. И наконец объявил сухую голодовку, и чуть не умер. И теперь он стал знаменем тех людей, которые стали выходить на площадь через долгий промежуток после начала 90-х.

2011-й открыл им дверь в будущее и дал надежду, что апокалипсис 12 декабря 2012-го все же не состоится. Ведь праведники будут спасены. А те, кто борется за правду, близки к праведности.

Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования