Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Лицом к интеллигенции. В уходящем году российские старообрядцы спорили, строили и смотрели кино


На протяжении 2011 года старообрядческие согласия России продолжали свое служение в сложных условиях нарастающего социального и политического кризиса в стране. Основные усилия были направлены на укрепление контактов с муниципальными и региональными властями, без которых невозможно решать хозяйственные, бытовые, имущественные и прочие вопросы, на умеренную экспансию, сближение с творческой интеллигенцией и поиски взаимопонимания между старообрядческими согласиями.

Самой активной оставалась, по традиции, и самая крупная Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ). В течение года представители московских властей неоднократно встречались со старообрядцами, помогали им в решении насущных вопросов. Так, священноначалие РПСЦ постоянно ставит вопрос о передаче Церкви храмовых зданий, до сих пор незаконно удерживаемых различными общественными организациями и частными лицами - как, например, церковь в Гавриковом переулке или храм на Хавской улице.

Запомнится этот год и двумя архиерейскими хиротониями. В 2010 году в РПСЦ был рукоположен священноинок Патермуфий на епархию Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока, а в августе 2011 г. был наконец решен вопрос о поставлении архиерея на Казанско-Вятскую кафедру, которым 7 августа стал священноинок Евфимий (Дубинов).

Растет, хоть и медленно, число старообрядческих общин. Так, в Коврове была зарегистрирована община РПСЦ, настоятель которой будет служить в недавно переданном властями старообрядческой Церкви доме. Надо выделить и поставление клириков к храмам РПСЦ в Сызрани и Балаково. Эти места освящены старообрядческим прошлым: там был легендарный Иргиз.

В июне был совершен чин освящения храма в селе Безводное Нижегородской области, в августе - в г. Лысьве Уральской епархии, затем - в с. Селиваниха Орехово-Зуевского района Московской епархии.

Важной стороной жизни РПСЦ стали действия по нормализации отношений с братской старообрядческой митрополией в Румынии. Архиерейское совещание представителей Московской и Белокриницкой митрополий, состоявшееся 14 сентября в селе Белая Криница в Украине, собрало 10 архиереев, в том числе двух Митрополитов, на священной для старообрядцев земле Буковины.

Контакты РПСЦ с представителями иных конфессий в прошедшем году не были особенно интенсивными. Состоялась встреча с епископом Сергием (Русская Древлеправославная Церковь - РДЦ), на которой был поднят вопрос о преодолении взаимного недоверия и возможности сближения. Имели место две встречи Митрополита Корнилия с председателем ОВЦС МП митрополитом Иларионом (Алфеевым). Предстоятель РПСЦ в своем докладе на Освященном Соборе РПСЦ 2011 г. указал, что "со всей прямотой и старанием мы обязаны облегчить путь возвращения в истинную Церковь всем тем, кто этого желает". Ряд лекций представители митрополии РПСЦ прочитали в образовательных структурах РПЦ МП.

РПСЦ с радостью встретила выход на экраны фильма режиссера Николая Досталя "Раскол", консультантом которого был сотрудник Московской митрополии РПСЦ Глеб Чистяков. Искренний интерес к проблеме Раскола XVII в. и неангажированная позиция самого режиссера хорошо чувствовались в его фильме. Как известно, некоторые представители "миссионерского" крыла РПЦ МП назвали этот фильм "пропагандой старообрядчества".

РПСЦ продолжила участие в дискуссии по поводу преподавания религии в школе. Митрополит Корнилий выступил на заседании президентского Совета по взаимодействию с религиозными организациями, где заявил, что "в духовном воспитании недопустимы принуждение, поспешность и равнодушие, которые могут иметь опасные последствия". В РПСЦ постепенно приходят к мнению, что именно незаинтересованное "светское" просвещение детей, изучение разных обычаев и осознание необходимости мирного сосуществования принесут больше пользы, чем навязывание конфессиональных и вероучительных норм обществу, остающемуся в массе своей далеким от христианской веры. Старообрядцы осознают, что проповедь православной веры не должна сводиться к навязчивому миссионерству, она подразумевает уважительное сотрудничество с самыми широкими кругами общественности, учеными, специалистами в области славянской книжности, иконописи, древлецерковного пения. Как правило, многие из них не только с симпатией относятся к старообрядчеству и его церковно-историческому и культурному наследию, но и весьма активно отстаивают его права в современном российском обществе. Поворот РПСЦ к светскому образованному обществу стал важной тенденцией 2011 г.

В этом же году представители РПСЦ много трудов положили для увековечивания памяти старообрядческих подвижников, в частности тех, кто пострадал в годы советских репрессий. Так, 9 мая, в день памяти святителя Стефана, епископа Пермского, архиереи и священники Московской и Белокриницкой митрополий отслужили заупокойную литию на месте захоронения невинно убиенных старообрядческих священнослужителей и мирян на Бутовском полигоне в Москве, где до сего дня не звучала молитва о репрессированных христианах-старообрядцах, во множестве похороненных там.

Важным событием года стало торжество обретения мощей святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского, знаменитого начетчика и идеолога старообрядческого противомиссионерского апологетического движения. 23 сентября в храме Уральской старообрядческой общины (Казахстан), во время обретения мощей святителя, был отслужен молебен, а 25 сентября в городе Уральске, где служил св. Арсений, состоялось освящение храма. Восстановленный храм, в котором в начале века и служил святитель Арсений, был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Продолжилось издание старообрядческих книг и журналов. Подготовлено к изданию собрание сочинений Архиепископа Иоанна (Картушина), вышел первый том сочинений епископа Михаила (Семенова), одного из самых ярких проповедников и апологетов Старой веры в ХХ в. Интересно, что немало изданий, затрагивающих тему старообрядчества, появилось благодаря светским издательствам (книга А.Е. Кабанова "Старообрядцы владимирских и костромских земель"; книги А.В. Крамера "Причины, начало и последствия раскола русской Церкви в середине XVII в.", М. Зеленогорского "Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского)", Пьера Паскаля "Протопоп Аввакум и начало раскола", В.Ф. Козлова "Москва старообрядческая"; книга исследователя причин и последствий раскола ХVII века Б.П. Кутузова "Феномен старообрядчества" и многие другие).

В октябре прошел Освященный Собор РПСЦ, который впервые ясно высказался о необходимости широкого использования интернета.

Все эти признаки оживления церковной и культурной жизни в РПСЦ соседствовали с довольно активной внутрицерковной дискуссией о поднятом А.Ю. Рябцевым вопросе, касающемся неточности православной Пасхалии. Рябцев призвал отказаться от принятой в настоящее время Пасхалии в пользу новой, в которой, по его мнению, нет ошибки, приводящей к периодическому совмещению недели Пасхи с опресночной неделей иудеев. Сам Рябцев, не дожидаясь решения Собора, перешел на новую Пасхалию и отпраздновал Пасху на неделю позже восточно-христианского мира. За эти новшества Рябцев был отлучен от Церкви. За ним последовал редактор журнала "Неопалимая купина" С. Аветян и главред сайта "Самарское староверие" И. Будкина. Довольно быстро выяснилось, что новая пасхалия была предлогом для проекта возрождения "нео-неокружничества" (консервативного течения в Белокриницком согласии XIX-XX вв., связанного с радикальным неприятием всего никонианского). Неопасхалисты стали обвинять митрополию РПСЦ в "единоверии" и предрекать ее скорую смерть. После отлучения их от РПСЦ неопасхалисты не предприняли попыток создать собственное согласие и пребывают в акефальном состоянии. По вопросу Пасхалии состоялась интернет-дискуссия, в которой приняли участие представители РПСЦ, ДПЦ, РПЦ МП, а также епископ РПАЦ Григорий (Лурье). Ее участники высказались против исправлений, предложенных Рябцевым. Параллельно с развитием "идейного" раздора из медиа-пространства постепенно уходят расколовшиеся на множество групп активисты протеста-2007 (самоназвание - ДЦХ БИ). Епископ Внифантий обратился в РПСЦ с просьбой о принятии, а остальные группы (группа Е. Елисеева, группа священника А. Черногора и группа епископа Алимпия) разошлись между собой еще дальше.

Несмотря на то, что РПСЦ при Митрополите Корнилии по-прежнему не может выйти на высокий уровень мобилизации, обозначенной покойным Митрополитом Андрианом в 2004 году, некоторые позитивные сдвиги в этом году все же произошли. Старообрядцы повернулись лицом к ученым и музейщикам, осознали необходимость более активного сотрудничества с ними. Даже неопасхалистский раздор показывает скорее не "замшелость", а живость дискуссии в старообрядческой среде. Московская митрополия РПСЦ постепенно отходит от политики контактов и встреч с иноверцами, переходя к решению первостепенных внутренних задач: кадровой, интеллектуальной и социальной.

Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы-поморцы) отметилась в 2011 г., прежде всего, масштабным проектом по староверской рекультивациии Русского Севера, начавшимся с построения паломнического комплекса в Нарьян-Маре, на месте страдания протопопа Аввакума, а также все более активной молодежной политикой. На их фоне продолжающийся раздор в РДКЦ (беспоповцы-федосеевцы) приводит к оттоку верующих в ДПЦ и дальнейшей маргинализации федосеевцев.

В РДЦ ("новозыбковские" беглопоповцы) активность прошлого года, когда под влиянием протоиерея А. Марченко Соборы принимали решения о борьбе с коммунистами, проводились встречи с представителями РПЦ МП и ставились новые епископы, сменилась затишьем. Интерес может вызвать только последнее решение Освященного Собора РДЦ по поводу протестов против фальсификаций результатов выборов в России, но оно выражено в столь завуалированном виде, что делать из него какие-то практические выводы затруднительно.

Наиболее активными в старообрядчестве оказались, как и следовало ожидать, поповцы РПСЦ и беспоповцы ДПЦ. Дальнейшее присутствие старообрядцев в общественной и религиозной жизни будет, видимо, связано именно с этими согласиями.

Виктор Иволгин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования