Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В ожидании конца света. Религиозные итоги 2011 года глазами авраамического монотеиста


Трудное довольно это занятие - подводить итоги религиозной жизни за очередной прожитый год. Просто потому, что оценка этих итогов изначально обречена на очень большую субъективность, ибо религиозная идентичность, религиозный опыт, видение различных проблем сквозь призму собственного вероучения - всегда суть материя индивидуальная и потому субъективная.

Может быть, некоторую долю объективности этому тексту придаст то, что его автор не принадлежит к какой-либо из "традиционных" конфессий и религий, считая их обусловленными человеческим разумом и историко-культурными реалиями и способами выражения Богооткровенной Истины.

Итак, чем же запомнится 2011 год от Рождества Христова (он же - год 5771-72-й по иудейскому календарю и 1432-33-й по мусeльманской хиджре)? Начнем с того, что почти везде год этот проходил на фоне более или менее выраженных эмоционально-психологических ожиданий конца света, который "должен наступить" в следующем, 2012 году, аккурат в день работника органов государственной безопасности РФ. И хотя основывается это исключительно на сюжетах и образах, возникших в головах голливудских киношников, но нет-нет, а скребет где-то на душе. Ведь есть же еще и календарь майя… Кроме того, известно, что во многих духовных традициях на 2011-12 гг. по нашему летоисчислению приходится смена эпох… В общем, мы ждем перемен!

А теперь - к событиям, все же состоявшимся. Для мира ислама главным событием, безусловно, стал социальный взрыв, начавшийся весной в арабских странах, сердцевине ислама. Можно даже сказать, что для ислама в 2011 г. наступил своеобразный момент истины в политическом плане. Ведь арабский кризис наиболее острые формы принял в странах с секулярными авторитарными, а то и диктаторскими режимами, а ислам, как известно, позиционирует себя как интеграцию религиозной и общественно-политической практики в единых рамках и на общих фундаментальных основах. Таким образом, сложилась ситуация, в которой появилась возможность на практике доказать реальность и, главное, эффективность такого позиционирования. Вспомним, что на первых фазах арабского кризиса многие эксперты выражали сомнение в том, что альтернативой хиреющим генералам станет политический исламизм. Ведь локомотивом арабского движения, катализатором всех социальных процессов в арабском мире стала современная секулярная молодежь, получившая современное образование и выдвигавшая требования, которые принято называть экономическими. Впрочем, дальнейшее развитие событий в эпицентрах волнений - Египте и Тунисе - показывает, что в результате революций на сцену выходит альтернатива все-таки исламская, как единственная более или менее сформированная. Наверное, "в плюс" арабским странам и мировому сообществу можно поставить и то обстоятельство, что удалось не допустить кризиса в жесткой форме в шариатских монархиях Аравии. Саудовский король Абдалла, "хранитель двух святынь" ислама, в значительной мере за это удостоился первого места в списке 100 наиболее влиятельных мусульман мира. Хотя не знаешь, что больше помогло саудитам "разрулить" ситуацию с кризисом - Аллах Всевышний или обратная пропорция между количеством подданных и нефтедолларов. Однако ситуация в Ливии и Сирии наглядно показывает, что точку в анализе влияния фактора политического ислама на процессы в арабском мире пока еще рано ставить.

Другое важное событие мировой религиозной жизни 2011 года имело место 1 мая в Риме – это беатификация покойного Папы Римского Иоанна Павла II. Автору этих строк пришлось быть свидетелем поистине знакового события. Иоанн Павел II уже при жизни стал если и не святым (как его принято величать в обиходе многих католиков), то уж точно символическим персонажем современной истории человечества - символом преодоления мирового господства атеистического коммунизма. Только вот в те дни и на площади св. Петра, и на римских улицах не оставляло автора ощущение, что состоявшаяся беатификация, которой предшествовал достаточно сложный процесс, - это событие в определяющей мере "польское", в меньшей - "итальянское" и "испанское", но вовсе не общехристианское или общемировое.

Представлялось, что беатификация Войтылы если не потрясет мир, то уж, по крайней мере, стимулирует возрождение в Польше реального влияния Католической Церкви, всегда характерного для этой страны, традиционно (наряду с Испанией) считавшейся бастионом западно-христианской цивилизации перед лицом восточно-христианских "схизматиков", а также - обитателей пустынь Магриба и центрально-азиатских степей. Выборы, прошедшие в октябре в сейм Польши, эти надежды похоронили, и, наверное, в силу этого обстоятельства также могут быть названы важным событием в религиозной жизни мира. Провал опиравшейся в предвыборной кампании на консервативно-католические лозунги партии "Право и справедливость", появление в сейме воинствующе антиклерикального "движения Паликота" с тетедядей-депутатом говорит о том, что той католической Польши, каковую мы себе традиционно представляем, либо уже нет, либо она уходит. Очевидно, что она становится все больше нормальной европейской страной, в которой идет активный процесс секуляризации и истощения традиционных христианских Церквей. Католическая Церковь, столь часто бьющая тревогу по поводу секуляризации Старого Света, отрыва от христианских источников его культуры, традиционно винит в этом или социалистов, или либералов, или сразу обоих. Но в последние годы невольно задумываешься: а может, католической Церкви пора и "на себя оборотиться"? Наверное, сила стимула к обновлению Церкви, данного II Ватиканским Собором, спустя почти полвека серьезно иссякает. Более того, есть сведения о попытках серьезной ревизии его принципов в сторону большего консерватизма и фундаментализма, на самом высоком церковном уровне. Но тогда вряд ли Церковь, и традиционное христианство вообще, сможет стать фундаментом современной культуры, современной Европы.

А что же сказать в связи со всем этим о России? Здесь, несмотря на 4-10 декабря, мы продолжаем наблюдать потоки верноподданнических сентенций высокопоставленных церковных чиновников. Но вне конкуренции среди событий религиозной жизни России - визит предполагаемого пояса Богородицы. Этот, отдающий римейком "Праздника св. Йоргена", бизнес-проект предприимчивых монахов Ватопеда на фоне российских общественных реалий стал наиболее рельефной демонстрацией того, что РПЦ МП и вся русская православная культура поражены язычеством. Ну, в самом деле, надо же было еще и по вип-билетам организовать "поклонение поясу Пресвятой Богородицы", хотя на уровне катехизиса известно, что его можно лишь почитать, но… "Господу Богу покланяйся и Ему Одному служи".

И почему-то мелькнула мысль: может, действительно – без этого не может обойтись государственное христианство, потому что еще со времен Римской империи оно было посажено на место языческого культа и стало инструментом управления империей и обществом? Впрочем, это уже совсем другая тема…

В общем, приближается к нам общепримиряющий Новый год. Праздник веселый и шумный. Поэтому, может, стоит подумать в оставшиеся дни тишины о событиях личной религиозной жизни за прошедший год. Как написал в свое время Адам Мицкевич: "Ты веришь, что Бог родился в Вифлеемских яслях, но беда, если Он не родился в тебе…".
А то, может быть, через год анализа религиозных итогов уже не понадобится…

Валерий Емельянов,
ИАЦ "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования